05.11.2019
На третьем году жизни
дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная
деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется
восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры,
наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной
деятельности связано с условием культурных способов действия с различными
предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять
орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности
в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в
качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего
собственную активность ребёнка.
В ходе совместной с
взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово
отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают
осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные
просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых
слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате
обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию,
но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается
активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические
структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми
используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1
000 – 1 500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения
ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей продолжают развиваться и
формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование,
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями (ложка, совок,
лопата и пр.), двигательная активность.
Игра носит
процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с
игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни
появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно
изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен
сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является
изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.
На третьем году жизни
совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям
безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по
форме, величине и цвету; воспринимать смысл музыки, сказок, стихов,
рассматривать картинки. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего
фонематический слух.
К трём годам дети
воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность
заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации
разрешаются путём реального действия с предметами. Для детей этого возраста
характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и
желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием
сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность
поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.
У детей появляются
чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания,
связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается
кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от
взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных
проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др.
Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.