СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ………………………………………....3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 4
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………….....6
1.3. Содержание программы………………………………………………………... 6
1.4. Планируемые результаты……………………………………………………….8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ…………………………………………………………………..….10
2.1. Календарный учебный
график…………………………………………………………………………...10
2.2. Условия реализации программы……………………………………………….17
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………20
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 22
Приложение 1………………………………………………………………….23
Диагностическая карта оценки результатов обучения «Уровни освоения программы по
критериям»……………………………………………………………………………30
Приложение 2……………………………………………………………………...
Календарно-тематическое планирование на первый год обучения (5-6
лет)…………………………………………………………………………………….30
Календарно-тематическое планирование на второй год обучения (6-7
лет)……………………………………………………………………………………34
2
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное
искусство» художественно-эстетической направленности разработана в
соответствие с требованиями в образовании, отраженными в следующих
документах:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
27.10.2020 г. № 32 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения» (далее СанПиН);
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам» (далее Порядок);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской федерации от 9.11.2018 г. № 196»;
Приказ
Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепцииразвития
образования на территории Свердловской области на периоддо 2035 года».
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Декоративно-прикладное искусство» соотносится с тенденциями развития
дополнительного образования и, согласно Концепции развития дополнительного
образования, способствует удовлетворениюиндивидуальных потребностей учащихся
в интеллектуальном, нравственном развитии.
Устав МБДОУ- детского сада № 121.
Образовательная деятельность в МБДОУ-детском саду № 121 строится с учетом
развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности,
обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных
потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через
систему дополнительного образования детей. С учетом особенностей образовательного
учреждения – дошкольное образовательное учреждение детский сад с группами
общеразвивающей направленности.
Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в создании
3
условий для развития и воспитания обучающихся через их практическую деятельность в
области декоративно-прикладного творчества.
Новизна
программы: Программа
нацелена
на
реализацию
базового
систематизированного образования по декоративно-прикладному искусству с
перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного
искусства. Разнообразие зрелищно-игровых приёмов, способствующих систематическому
формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству.
Отличительная особенность данной программы
можно выделить: комплексность —сочетание нескольких тематических блоков,
освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов
(бумажных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность
хронологически поменять местами);
преемственность - взаимодополняемость используемых техник и технологий
применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное
применение;
не подражание, а творчество — овладение приёмами и техниками декоративноприкладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого
подхода и авторского замысла обучаемых.
Программа способствует формированию компетентностей и поддержанию у детей
дошкольного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные игровые задания
стимулируют интерес, фантазийные поиски детей и дают возможность проявить себя, как
личность, раскрыть свой внутренний мир, побуждая к дальнейшему освоению народного
творчества
Направленность, общая характеристика программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Декоративно – прикладное
творчество» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и
направлена на следующее:
-выявление одаренных детей в области декоративно – прикладного искусства в
старшем детском возрасте;
-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания и
духовно- нравственного развития детей;
-приобретение детьми знаний, умений и навыков в области декоративно –
прикладного искусства;
-приобретение детьми опыта творческой деятельности
-овладение духовными и культурными ценностями народов мира.
Объем программы: Объем программы рассчитан на 38 недель, с нагрузкой – 2 раз
в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной
деятельности для детей от 5-6 лет не более 25 минут, от 6-7 лет не более 30 минут.
Срок освоения программы: 2 года обучения, 76 недель.
1 год обучения – 38 недель, 31 час;
2 год обучения – 38 недель, 38 часов.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуально4
групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы:
открытые занятия;
участие в конкурсах;
выступления перед сверстниками и родителями.
Адресат программы: воспитанники 5-6 лет, 6-7 лет.
Количество учащихся: 10 человек в учебной группе.
Набор воспитанников свободный. Состав группы постоянный.
Так как программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (старшая
и подготовительная к школе группы), для более качественного обучения необходимо знать
психологические особенности воспитанников этих возрастных групп.
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
У детей 5—6 лет наиболее активно развивается изобразительная деятельность. Они
способны создавать разнообразные по содержанию рисунки в разных техниках. Это возраст
наиболее активного рисования, рисунки детей 5—6 лет, созданные разнообразными
способами изображения, отличаются оригинальностью композиционного решения.
Дети также овладевают обобщенным способом обследования своей работы с
использованием разнообразных способов изображения, могут их комбинировать в ходе
совместной деятельности. Дети усваивают общие знания о разных изобразительных
материалах, техниках рисования, называют их, появляется желание экспериментировать с
ними, разнообразить в процессе образовательной деятельности.
У детей 5—6 лет активно развивается воображение, что позволяет им придумывать
оригинальные названия для своих работ, комбинировать приемы рисования в процессе
выполнения работы.
Рисунки детей приобретают сюжетный характер, часто встречаются многократно
повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.
Изображение человека становится более детализованным и пропорциональным. По
рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии
изображенного человека.
Дети интересуются жанрами изобразительного искусства и его видами (живопись,
графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура), называют и группируют
произведения по видам искусства.
Знакомятся с произведениями живописи и изображениями родной природы в
картинах художников. Расширяют свои представления о графике, ее выразительных
средствах.
Интересуются народным декоративно-прикладным искусством, его видами и
жанрами, расширяются представления о народных промыслах. С интересом знакомятся с
декоративным дизайном. Принимают участие в декоративном оформление группы,
помещения детского сада, дома.
Возрастные особенности детей 6-7 лет:
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые
детьми 6—7 лет в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки
приобретают более детализированный характер, обогащается и расширяется их цветовая
5
гамма, усложняются приемы и способы рисования. У детей этого возраста формируются
художественно-творческие способности в изобразительно-художественной деятельности в
целом. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Изображение
человека
становится
еще
более
детализованным
и
пропорциональным: появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок.
Одежда может быть украшена различными деталями.
У детей совершенствуются умения рисования с натуры (натюрморт, пейзаж,
портрет). Они могут рисовать, лепить и создавать аппликативные образы и сюжеты с
помощью нетрадиционной техники (пластилинография, коллаж, мокрая и ладоневая
живопись...). При работе над созданием образов предметов и сюжетов в лепке используют
разные приемы и способы, усвоенные ранее. У детей 6—7 лет формируется
самостоятельность: они активно и творчески применяют ранее усвоенные способы
изображения, используя выразительные средства.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал, достаточно точно
представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться работа над
созданием образа. Также они способны выполнять различные по степени сложности
рисунки как по собственному замыслу, так и по условиям. Дети этого возраста способны
комбинировать приемы между собой, создавая сложные сюжетные композиции; у них
развивается образное мышление, воображение.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественнотворческие способности в изобразительной деятельности.
В это время формируются основы художественной культуры, развивается интерес
к искусству, закрепляются знания об искусстве как о виде творческой деятельности людей,
о видах искусства. Расширяются знания об изобразительном искусстве, развиваются
художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
Дети продолжают знакомиться с произведениями живописи, графики.
Расширяются их представления о скульптуре, архитектуре, художниках, скульпторах,
архитекторах, мастерах народных промыслов и дизайнерского искусства. Они продолжают
знакомиться с народным декоративно-прикладным творчеством, расширяются их
представления о его разнообразии (различные виды материалов, разные регионы страны и
мира). Дети интересуются музеем, с удовольствием посещают музеи изобразительных
искусств, народных промыслов, художественные экспозиции, выставки и галереи.
Дети 6—7 лет способны эстетически оценивать окружающую среду, высказывать
оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
1.2. Цель и задачи программы
Цели
Гармоничное развитие личности, приобщение детей к эстетическим и
художественным ценностям.
Развитие эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Развитие интереса и способности к творческой деятельности. Систематическое и
целенаправленное развитие зрительного восприятия цвета, композиции,
пространственного мышления, фантазии, воображения (абстрактного мышления).
Формирование практических навыков декоративно-прикладной деятельности,
способности образного воплощения замысла в творческой работе.
1.
2.
Обучающие задачи:
Научить работать с разнообразными графическими и живописные
материалами.
Научить цельно воспринимать натуру и поэтапно вести работу над ее
изображением.
6
Грамотно расставлять цветовые, тоновые акценты.
Научить работать на пленэре, наблюдать, запоминать. Переносить
увиденное в рисунок.
5.
Учить владению инструментами, учить технике безопасности при работе с
материалами по декоративно-прикладному искусству.
6.
Научить использовать цветовые сочетания в ткани, знакомить с
наименованием и качеством ткани.
7.
Научить подбирать материалы для выполнения изделий декоративноприкладного искусства.
3.
4.
Воспитательные задачи:
1.
Учитывая индивидуальные особенности каждого, формировать
художественную творческую активность учащегося, побуждать к дальнейшему
художественному росту. Воспитывать художественный вкус.
2.
Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в
жизни и в искусстве. Формировать понимание общественного назначения
искусства, как средство отражения познания окружающего мира.
Развивающие задачи:
1.
Развивать фантазию, воображение и умение грамотно изобразить желаемый
сюжет композиции. Развивать свои возможности в различных видах декоративноприкладного искусства.
2.
Развитие абстрактного и образного мышления для воплощения задуманных
идей.
3.
Развитие умений работы в коллективе, индивидуально и в сотворчестве с
педагогом.
1.3 Содержание программы
Структурной особенностью программы дополнительного образования
«Декоративно-прикладное искусство» является тематическое планирование.
Планируя работу кружка, педагог выбирает для каждой темы различные формы
работы (фронтальную, подгрупповую, индивидуальную) с учётом специфики
развития
ребёнка-дошкольника,
материальной оснащённости
педагогического процесса.
В программе представлены различные разделы, основными из
которых являются:
- художественное конструирование из различных материалов,
- декоративно-оформительская деятельность,
- художественное экспериментирование и моделирование,
- моделирование из различных пластических материалов
(тестопластика, бумагопластика, глина, пластилин и др.),
- дизайн-деятельность.
Так, в содержание раздела по художественному конструированию
из различных материалов входит творческая деятельность детей,
связанная с практическим освоением действий с бросовым и природным
7
материалом, бумагой, пластиком, различной проволокой, текстилем,
бисером и т.п.
Декоративно-оформительская деятельность знакомит детей со
способами оформления различных коллажей по мотивам народных
промыслов, способами изготовления декоративных украшений и др.
Художественное экспериментирование и моделирование –
деятельность детей по изготовлению оригинальных игрушек и украшений
из фольги, проволоки различными способами (сминание, скручивание,
свивание, скатывание, теснение, оборачивание и т.).
Дизайн-деятельность предполагает интеграцию различных видов
художественно-творческой деятельности дошкольников (художественное
конструирование, рисование, лепка, аппликация, чеканка, декоративная роспись,
коллаж, художественное экспериментирование и др.).
Нетрадиционные виды организации детской деятельности в ходе
занятий по художественному труду представлены:
- игропластикой,
- пальчиковой гимнастикой,
- подвижными играми,
- играми – путешествиями.
1.4. Планируемые результаты:
В результате реализации программы предполагается достижение определенного
уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную
терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с
основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
Первый год обучения
По итогам первого года обучения дети 5—б лет будут знать:
основные и дополнительные цвета, цветовую гамму красок (теплые, холодные
цвета), понятие симметрии, контрасты форм, свойства красок и графических материалов;
свойства различных художественных материалов: живописных и графических
(гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина; их выразительные возможности;
жанры изобразительного искусства и его виды;
знать и называть фамилии известных художников, скульпторов, мастеров народного
творчества, их конкретные произведения;
будут уметь:
работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре,
декоративно-прикладных и народных формах;
чувствовать красоту музыкальных мелодий во время знакомства с художественными
произведениями;
смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим
замыслом;
грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
работать самостоятельно, в сотворчестве и в коллективе;
анализировать произведения искусства, приобретут знания о конкретных
произведениях выдающихся художников, научатся использовать художественные термины
и понятия.
8
Второй год обучения
По итогам второго года обучения дети 6—7 лет будут знать:
основы цветоведения: контрасты и гармонию цвета, пропорции плоскостных и
объемных предметов;
свойства различных художественных материалов, их выразительные возможности:
живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;
основные законы композиции;
пропорции фигуры и головы человека;
различные виды графики;
основные жанры изобразительного искусства;
конкретные произведения выдающихся художников,
виды художественной деятельности с использованием различных художественных
материалов;
будут уметь:
работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре,
декоративно-прикладных и народных формах искусства, дизайне;
выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
работать с натуры;
работать в определенной гамме;
доводить работу от эскиза до композиции;
использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
приобретать навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимание особенностей образного языка разных видов искусства;
выполнять изображения предметного мира, природы, животных;
анализировать произведения искусства;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах;
активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры.
Форма представления результатов
Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
выставки;
конкурсы.
Эффективность реализации Программы отслеживается посредством модели
мониторинга результативности образовательной деятельности воспитанника,
ориентированной на задачи Программы (Приложение 1)
Цель диагностики – выявление уровня обученности усвоения при прохождении
курса программы и проведение анализа.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются
следующие виды мониторинга:
Промежуточный (декабрь)
Итоговый (апрель).
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
9
Это составная часть программы, являющейся комплексом основных характеристик
образования. Календарный учебный график определяет количество учебных недель,
количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных
периодов/этапов. Календарный учебный график составляется для каждой группы
воспитанников на новый учебный год. Заполняется по форме и является приложением к
программе.
Учебный план дополнительной образовательной деятельности разработан,
основываясь на:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020
г. № 32 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения».
Общий объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы «Декоративно-прикладное искусство», рассчитывается в
соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития,
спецификой дошкольного образования
Во время учебного года вся непрерывная образовательная деятельность по
дополнительному образованию проводятся во второй половине дня. Учебный год
составляет 38 недель, начинается 1 сентября и заканчивается 29 мая. С 31 декабря по 8
января в детском саду – каникулы. Продолжительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности для детей 5-6 лет не более 25 минут, 6-ти-7 лет -не более 30
минут.
Занятия с детьми проводятся два раза в неделю.
Календарный учебный график
Содержание
старшая группа
(5-6 лет)
Количество возрастных групп
1
Начало учебного года
01 сентября 2025 г
Окончание учебного года
29 мая 2026 года
Продолжительность учебного года всего, в 38 недель
том числе:
1-е полугодие
17 недель
2-е полугодие
21 недель
Длительность НОД в мин
25 мин.
во второй половине дня
Объем НОД в неделю (мин)
2 (50 мин)
Объем НОД в год
76
(31 ч.)
Сроки
проведения
мониторинга 13.10.25-17.10.25
достижения
детьми
планируемых 11.05.26-15.05.26
результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы: водная
диагностика/ итоговая диагностика
Праздничные (выходные) дни
Согласно
производственному
10
календарю
Содержание
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Количество возрастных групп
1
Начало учебного года
01 сентября 2025 г
Окончание учебного года
29 мая 2026 года
Продолжительность учебного года всего, в 38 недель
том числе:
1-е полугодие
17 недель
2-е полугодие
21 недель
Длительность НОД в мин
25 мин.
во второй половине дня
Объем НОД в неделю (мин)
2 (60 мин)
Объем НОД в год
76
(38 ч.)
Сроки
проведения
мониторинга 13.10.25-17.10.25
достижения
детьми
планируемых 11.05.26-15.05.26
результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы: водная
диагностика/ итоговая диагностика
Праздничные (выходные) дни
Согласно
производственному
календарю
Календарный учебный график
№
п/ Месяц
п
Количество
часов
Наименование
раздела
Тема занятия
Декоративнооформительская
деятельность
«Чудесные
превращения
шишек»
1.
Сентябрь
2
2.
Сентябрь
1
3.
Сентябрь
1
4.
Сентябрь
1
«Гриб»
Художественное
конструирование
из различных
материалов
«Заплетушки»
«В лесу»
11
5. Октябрь
1
6. Октябрь
1
7. Октябрь
1
8. Октябрь
1
Ноябрь
1
9.
«Красивые цветы»
Моделирование из
различных
пластических
материалов
«Лошадка»
«Лукошко»
Декоративнооформительская
деятельность
«Лесные человечки»
«Нарядные бусы»
Художественное
конструирование
из различных
материалов
10. Ноябрь
1
12. Ноябрь
1
«Красивые коврики»
13. Декабрь
1
«Зимнее окно»
«Осенний узор»
Декоративнооформительская
деятельность
14. Декабрь
1
15. Январь
1
16. Январь
2
Моделирование из
различных
пластических
материалов
«Снеговик»
«Сказочный
лес»
«Фонарик»
Художественное
экспериментирова
ние и
моделирование
17
Февраль
1
Декоративнооформительская
деятельность
18.
Февраль
1
Художественное
12
Открытка для папы
«Кораблик»
19.
20.
Февраль
Март
1
экспериментирова
ние и
моделирование
«Усатыйполосатый»
1
Художественное
конструирование
из различных
материалов
«Подарок для
мамы»
Моделирование из
различных
пластических
материалов
«Волшебная
яблонька»
21.
Март
1
22.
Март
1
23.
24.
Март
Март
Дизайндеятельность
Дизайндеятельность
2
Дизайндеятельность
1
Художественное
экспериментирова
ние и
моделирование
«Масленица
пришла»
«Домики для
птичек»
«Подснежники»
25.
Апрель
1
26.
Апрель
1
«Нарядные
бабочки»
27.
Апрель
1
«Весенние краски»
28.
Май
1
29.
Май
1
30.
Май
1
Дизайндеятельность
«Ракета»
«День победы!»
«Пасхальное яйцо»
Художественное
экспериментирова
ние и
моделирование
Количество учебных часов
«Голубь-птица
мира»
31
Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет
13
№
п/
п
Месяц
Количество
часов
1. Сентябрь
2
2. Сентябрь
1
3. Сентябрь
1
4. Сентябрь
1
5. Октябрь
1
6. Октябрь
1
7. Октябрь
1
8. Октябрь
1
Ноябрь
1
10. Ноябрь
1
11. Ноябрь
1
12.
Ноябрь
1
13.
Декабрь
1
14.
Декабрь
1
15.
Декабрь
1
9.
Наименование
раздела
Тема занятия
Художественное
экспериментирова
«Панно
ние и
моделирование
из семян»
Художественное «Грибная полянка»
конструирование
из различных
материалов
«Солнышко»
Декоративнооформительская
деятельность
Дизайндеятельность
Творческий замысел
«Краски осени»
«Осенние дары»
«Натюрморт»
Художественное
конструирование
из различных
материалов
«Осенний букет»
«Корзинка»
«Гроздья рябины»
Моделирование из
различных
пластических
материалов
«Моя любимая
игрушка»
«Кто в лесу живёт?»
«Снежинка»
Декоративнооформительская
деятельность
«Ёлочка нарядная»
«Рождественский
венок»
14
16.
Декабрь
1
Дизайндеятельность
17.
Декабрь
1
18.
Январь
1
19.
Январь
1
20.
Январь
1
21.
Февраль
1
22.
Февраль
1
Дизайндеятельность
Моделирование из
различных
пластических
материалов
23.
Февраль
1
25.
Март
1
26.
Март
Декоративнооформительская
деятельность
Моделирование из
различных
пластических
материалов
Художественное
экспериментирова
ние и моделирование
1
Дизайндеятельность
27.
Март
1
29.
Март
1
30.
Апрель
2
Апрель
31.
32.
Апрель
Художественное
экспериментирова
ние и
моделирование
«Новогодние
игрушки»
«Игрушка для
ёлочки»
«Все деревья в
серебре»
«Веер»
«Собачка»
Дикие животные»
«Подарок для папы»
«Здравствуй,
весна!»
«Масленица
пришла»
«Подарок для
мамы»
«Птицы прилетели
домой»
«Закладка»
«В далёком
космосе»
2
Моделирование из
различных
пластических
материалов
«Бабочки на
лужайке»
2
Моделирование из
различных
пластических
материалов
«Верба»
15
33.
Апрель
1
Художественное
экспериментирова
ние и
моделирование
«Клоун»
34.
Май
1
Дизайндеятельность
«День Победы!»
35.
Май
1
Дизайндеятельность
«Всемирный
хоровод»
1
Художественное
экспериментирова
ние и
моделирование
36.
Май
Количество учебных часов
16
«Солнышко
лучистое»
38
2.2.
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценка
качества
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы включает в себя: первоначальную диагностику, текущий
мониторинг, промежуточный мониторинг и итоговый мониторинг обучающихся.
Каждый из видов мониторинга имеет свои цели, задачи и формы.
Первоначальная диагностика учитывается индивидуальные психологические
особенности воспитанников.
Текущий мониторинг. Осуществляется регулярно педагогом, пометки выставляются в
журнал наблюдения. В них учитываются:
отношение учащегося к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения заданий;
инициативность и проявление самостоятельности на занятии;
темпы продвижения.
Промежуточный мониторинг определяет успешность развития учащегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе.
При прохождении итогового мониторинга выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Требования к
содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются педагогом самостоятельно.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения в форме выставки поделок.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Для успешной реализации Дополнительной общеобразовательной
программы
«Декоративно-прикладное искусство» должны быть обеспечены следующие психологопедагогические условия:
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
17
Компетенции педагогического работника
1. Обеспечение эмоционального благополучия через:
• непосредственное общение с каждым ребёнком
• уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям
2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности, материалов
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности
3. Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные)
возможности здоровья
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками
4. Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего
развития каждого воспитанника, через:
• создание условий для овладения культурными средствами деятельности
• организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения,
фантазии и детского творчества
• поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства
• оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на
определение педагогом эффективности собственных образовательных действий,
индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.
5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного
вовлечения
их в образовательный процесс, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи.
КАДРОВЫЕ
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО»
Фамилия, имя,
отчество
педагогического
работника
Ортюкова Наталья
Анатольевна
Образование
2020 г., ФГБОУ
ВО "УрГПУ",
бакалавр
Педагогическое
образование,
1993г.,
Екатеринбургское
областное
Квалификационная
категория
высшая
18
повышение
квалификации
ООО "Инфоурок",
02.08.2021 - 25.08.2021
"Скоростное чтение",
108 ч.
педагогическое
училище №1.
ОДПО ООО "Центр
непрерывного
образования и
инноваций" ,
01.08.2023 - 15.08.2023
"Содержание,
освоение и актуальные
вопросы федеральной
образовательной
программы
дошкольного
образования (ФОП
ДО), 72 ч.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО»
Материал
Цветная
Количество
20
Примечание
Для работы педагога, работы детей
20
20
на каждого
ребенка
на
каждого
ребенка
5,10
Для работы педагога, работы детей
Для работы педагога, работы детей
Для работы педагога, работы детей
бумага
Цветной картон
ножницы
Природный материал
Бросовый материал
Стол, стул
Магнитная доска
1
2.3. Формы
аттестации/контроля
материалы.
Виды и формы контроля:
19
Для работы педагога, работы детей
Индивидуальное
рабочее
ребенка
Для работы педагога и детей
и
оценочные
место
текущий контроль – наблюдение; беседы по изучаемым темам, практические
занятия, соревнование в решении примеров на время.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме открытого
занятия.
Оценочные материалы:
Оценочные материалы
Показатели оценки художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста (методика Казаковой Т.С., Лыковой И.А.)
1. Характеристика отношений, интересов, способностей в
области художественной деятельности:
- искренность, непосредственность;
- увлеченность, интерес;
- творческое воображение;
- проявление специфических способностей.
2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
- применение собственного опыта в новых условиях;
- самостоятельность в нахождении способов (приёмов)
создания образа;
- нахождение
оригинальных
способов
(приёмов),
новых
для ребёнка;
- создание новых комбинаций на основе ранее освоенных
образов.
3. Характеристика
качества
продукта
детской
творческой деятельности:
- нахождение адекватных выразительно-изобразительных
средств для создания образа;
- соответствие
результатов
художественно-творческой деятельности элементарным
художественным требованиям;
- проявление
индивидуального
«почерка»
как
особой
манеры исполнения и характера образа.
Критерии оценки:
высокий уровень - самостоятельно создаёт выразительные образы
различных объектов и явлений окружающего мира, в декоративнооформительской деятельности создаёт изделия, гармонично сочетающие форму,
декор и назначение, понимает способ и последовательность действий, на
достаточном уровне владеет приёмами работы с разными материалами;
средний уровень - проявляет интерес к занятиям художественным трудом,
но в разных видах творческой деятельности в процессе работы с разными
материалами действует в основном при помощи и по инициативе взрослого,
испытывает затруднения в работе с инструментами и материалами;
низкий уровень - не проявляет интереса к творческой деятельности, всегда
действует по инициативе и с помощью взрослого;
критический уровень - (редко встречаемая оценка) - негативное
20
отношение к художественно-продуктивной деятельности. Обычно это связано с
отклонениями в здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще
по вине семьи).
21
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лыкова
И.А.
«Художественный
труд
в детском
саду». Учебно- методическое пособие.- М.: Издательский
дом «Цветной мир», 2010.
2. Журналы «Цветной мир» М.: Издательский дом «Цветной мир».
3. Андреева Р.П., «Расписные самоделки», Издательский дом
“Литера”, Санкт - Петербург, 2000.
4. Гульянц З.К., Базик И.Л. «Что можно сделать из природного
материала», М.: «Просвещение», 1991.
5. Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М.: “Просвещение”, 1979.
6. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М.:
«Просвещение», 2002.
7. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М.:
«Просвещение», 1990.
8. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим», М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2007.
9. Машинистов В.Г., Романина В.И. «Дидактический материал по
трудовому обучению», М.: «Просвещение», 1991.
10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество, М.:
«МОЗАИКА- СИНТЕЗ», 2006.
11. Гризик Т.И. Умные пальчики, М.: “Просвещение”, 2007.
12. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Издательский дом
«Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2009.
13. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика:
аранжировки и скульптуры из природного материала. М.:
Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010.
14. Лыкова И.А. Лепим с папой. М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
15. Загадки
для малышей.
Животные,
растения,
природные явления. Ярославль: Академия развития, 2006.
16. «Весёлая деревня». Модели из картона и проволоки. ООО «Издательство
«Аркаим», 2004.
17. «Посмотрите,
что я умею!» Идеи для детского
творчества.
ООО
«Издательство «Аркаим», 2004.
18. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и
дома. Издательство «Мозаика-Синтез»- М. 2007.
22
Приложение 1
Диагностический материал
Первоначальная диагностика осуществляется в начале учебного года.
Цель вводного контроля: выявить уровень художественно-эстетического воспитания
Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методикам
Казаковой Т. Г. и Лыковой И.А., Комаровой Т.С., Торренса П.
I. Рисование
1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.
2. Практические умения (владение разными материалами и инструментами для
создания художественного образа). Планирование работы.
З. Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и
другие объекты). 4.Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
5.Декор адекватно теме (замыслу).
6. Эстетические суждения и оценки.
7. Художественный образ.
Характеристика уровней
Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и
жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности,
сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.
В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.
Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные
средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не
сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых
решениях, эстетических суждениях и оценках.
В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.
Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными
средствами выразительности и практическими умениями.
В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей.
Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми старшего дошкольного
возраста на занятиях по изобразительной деятельности
(автор Казакова Т. Г.)
Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально,
спокойно)?
• Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?
• Какие методы и приемы использует педагог (наглядные, словесные, практические)?
• Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен,
сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?
• Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе
создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?
• Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали,
есть ли элементы перспективы)?
• Проявляет ли интерес к результату творчества (показывает сверстнику, ждет оценки
взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?
23
Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение
изображений, предметов, фигур)?
«Портрет» художественно-творческого развития детей старшего дошкольного
возраста (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)
1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области
художественной деятельности:
• искренность, непосредственность;
• увлеченность;
• интерес;
• творческое воображение;
• характер вхождения в образ;
• специфические способности.
2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
• применение известного в новых условиях;
• самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;
• нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка;
• создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
3. Характеристика качества продукции:
• нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания
образа;
• соответствие
результатов
изобразительной
деятельности
элементарным
художественным требованиям;
проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера
образа.
4. Общий вывод.
С детьми проводиться естественный педагогический эксперимент. В отдельном
помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно
размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их
детьми в ходе эксперимента. Дети приглашаются индивидуально. Ребенку предлагают
выбрать, как и чем бы он хотел заняться - лепить, рисовать, вырезать. По ходу эксперимента
фиксируется:
выбор ребенка
последовательность развития замысла,
сочетание видов деятельности,
комментарии по ходу действий,
игровое и речевое развитие художественного образа.
На основе эксперимента составляется «портрет» художественного развития каждого
ребенка.
Показатели процесса и качества продукции детского художественного образа
(автор Ветлугина Н.А.)
I. Отношения, интересы:
• Искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность;
• Интерес к изобразительной деятельности;
• Способность «вхождения» в изображаемый образ.
II. Показатели способов творческих действий:
• Создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов;
• Дополнения, изменения, преобразование знакомого материала, нахождение
оригинальных приемов изображения;
• Самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в
24
новых условиях.
III. Показатели качества результатов творчества:
• Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения
художественных образов в рисунке, лепке аппликации;
• Соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям:
1. особенности цветовой гармонии, колорита;
2. характер линии, выразительность формы, силуэта;
3. ритм цветовых пятен, линий форм;
4. своеобразие композиции («смысловой центр», фризовая, горизонтальная
вертикальная и т.д.);
«Индивидуальный почерк» как особая манера исполнения и выражения
ребенком своего эмоционального отношения к образу
Глубина интереса (автор Блащук Л.П.):
1. поверхностный, направленный на внешнее удовлетворение деятельности;
2. углубленный, характеризующийся творческих отношением в работе, стремление
больше узнать о видах изобразительной деятельности, тематике, материалах, их
выразительных средствах;
3. устойчивый, который определяется индивидуальными предпочтениями каждого
ребенка (один больше интересуется рисование карандашами, другой - красками, третий пластикой форм в лепке и т.д.)
Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного
возраста (автор Казакова Т.Г.)
I. Задание по восприятию искусства.
Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту,
которая понравиться, сказать, что особенного в ней понравилось.
Предложить придумать название картине.
Детям предлагаются два изделия (дымковская игрушка и хохломская посуда) и
предлагается выбрать изделие которое более нравиться (красота узора, цвет, элементы).
II. Задание по рисованию (творчество и исполнительство).
Тема: «Моя семья»
Тема: «Чем я люблю заниматься»
Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с кисточками,
карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.
Анализ.
В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского
изобразительного творчества, их художественно-образную выразительность: не только на
содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.
Уровни художественного развития.
Высокий уровень (3 балла) - дети способны создавать художественные образы,
используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний
о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой
деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими
навыками.
Средний уровень (2 балла) - в изобразительной деятельности отмечается
стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств
выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный,
хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.
Низкий уровень (1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений.
Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое
владение техническими навыками.
25
Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С.)
1. Характер линии.
Этот критерий включает четыре группы показателей:
а) характер линии:
3 - слитная;
2 - линия прерывистая;
1 - дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
3 - средний;
2 - сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу); 1-слабый иногда еле
видный); в) раскрашивание (размах):
3 - мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
2 - крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:
1 - беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
3 - регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура; 2-не всегда
регулируется сила нажима и размах; 1-не регулируется сила нажима, выход за пределы
контура.
2. Регуляция деятельности.
а) отношение к оценке взрослого:
3 - адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки,
неточности;
2 - эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале—радуется, темп работы
увеличивается, при замечании—сникает, деятельность замедляется или вовсе
прекращается);
1- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б)
оценка
ребенком
созданного
им
изображения:
3 - адекватна;
2 - неадекватна (завышенная, заниженная);
1 - отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне,
безразлично) ребенок относится:
3 - к предложенному заданию;
2 - к процессу деятельности;
1 - к продукту собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности:
3 - выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости
обращается с вопросами;
2 - требуется незначительная помощь, с вопросами обращается к взрослому;
1 - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с
вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Творческое задание «Дорисовывание кругов»
(автор Комарова Т. С.)
Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностический характер,
состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2
ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям
26
предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы,
дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностического задание должно
стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать,
модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.
Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по
критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребенком в образы,
составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то
выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные
детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент
продуктивности выполнения задания группой в целом.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются
по 3-балльной системе.
Оценка 3 - высокий уровень - ставится тем детям, которые наделяли предмет
оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко
(желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа.
Оценка 2 - средний уровень - ставится тем детям, которые наделяли образным
значением все или почти все круга, но допускали почти буквальное повторение (например,
мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни
предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.)
Оценка 1 - низкий балл - ставится тем, кто не смог наделить образным решением все
круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность
образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы,
тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок
ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).
Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной.
Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне
развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе
учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность
воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось
индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ,
созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя он и повторяется в рисунках
других детей). Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:
1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми
изображении);
2) по группе в целом (выводя общее число баллов).
Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче
свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.
Использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем
общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например,
использование цвета в рисунке может ограничиваться одним-двумя цветами, что не
оправдано выбором изображенных предметов.
Разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и
характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения. Это операции,
способствующие развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке
интеллектуального развития детей, выражается в следующем:
- в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один
из показателей творчества), например, объединение 2-3 кругов в единый предмет (очки,
светофор, танк и т. п.) или необычный для данного возрастного периода образ - ведро,
паутинка, глобус;
- в способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте соотнося
их с поставленной задачей;
- в готовности увидеть общее в частном и частное в общем (общность формы
27
различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали,
дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного);
Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют
оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе. В одном и том же
учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут быть получены
различные результаты, и выше они в той группе, где выше уровень воспитательнообразовательной работы с детьми.
С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения
диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить
математическую обработку уже выделенных критериев.
Критерий «разработанность образа» образа включает передачу в изображении
признаков предмета (объекта), закрашивание изображения. Высшая оценка по этому
критерию определяется в 3 балла.
3 балла - рисунок, в котором передавалось более трех характерных признаков
предметов и изображение было красиво закрашено.
2 балла - изображение, в котором передавалось 2-3 признака и аккуратно
закрашивалось.
1 балл - дорисовывание с передачей 1 признака (или аккуратное закрашивание
изображений).
Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл, в случае передачи признаков,
наиболее ярко характеризующих созданный образ.
Изучение оригинальности решения задач на воображение на основе
упражнения «Дорисуй»
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с
нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например,
ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические
фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры,
мелки. Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так,
чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную
беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что похожи облака на небе и т. д.)
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения.
Устанавливают тип решения задач на воображение.
1. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на
построение
образа
воображения
с
использованием
данного
элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
2. Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что
получается
изображение
отдельного
объекта
(дерево),
но
изображение
контурное, схематичное, лишенное деталей.
3. Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
4. Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какойнибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
5. Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету
(девочка гуляет с собакой).
6. Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по- новому. Если в 1-4 типах
она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок - голова и т.
д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания
образа
воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым
мальчик рисует картину).
Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на
воображение/количество детей.
28
Тест «Незаконченный рисунок»
Коломенский Я.Л. и Панько Е. А. предлагают в качестве исходного шаблона
использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А 4.
Материалы: лист А-4 со следующим шаблоном. Карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: «Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем
ему дорисовать, когда закончите, придумаете своему рисунку название, я его подпишу».
Оценивание: задание оценивается по следующим показателям: Беглость - количество
задействованных элементов. Разработанность - количество значимых деталей.
Оригинальность:
0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.
1 б. - ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного
предмета, но изображение контурное, лишено деталей.
2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.
3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.
4 б. - изображается несколько объектов по воображаемому образцу.
5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из
второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.
Задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса
Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем,
лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: «Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас
хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки,
которую вы приклеите в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами.
Полученную картинку обязательно назовите, и я ее подпишу».
Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность: 0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
2 б. - нос, остров.
3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор,
животное, крыса, птица, рыба.
4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
5 б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь. Название: 0 - обычное
название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.
29
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование на втором году обучения (5-6 лет)
№
п/
п
Месяц
1. Сентябрь
Наименование
раздела
Тема занятия
Декоративнооформительская
деятельность
«Чудесные
превращения
шишек»
2. Сентябрь
3. Сентябрь
«Гриб»
Художественное
конструирование
из различных
материалов
4. Сентябрь
5.
«В лесу»
Октябрь
6.
Октябрь
7.
Октябрь
8.
Октябрь
«Заплетушки»
Моделирование из
различных
пластических
материалов
Декоративнооформительская
деятельность
30
цели
Учить
создавать поделки
из
природного
материала
развивать интерес к
конструктивной
и
исследовательской
деятельности.
создание условий для
моделирования
и
освоения
способов конструиро
вания из соленого
теста
развитие
у
детей конструктивны
х умений
при
создании
поделки
из природного
и
дополнительного
материала
совершенствовать
«Красивые цветы» навыки
конструирования
из
новых материалов
Развивать творческие
«Лошадка»
способности у детей,
совершенствовать
умение
и
навыки
работы с различными
материалами
Формировать умение
«Лукошко»
по
изготовлению
поделок в технике
оригами.
«Лесные
человечки»
Продолжать учить
создавать поделки из
природного материала
9.
Ноябрь
10. Ноябрь
12. Ноябрь
Художественное
конструирование
из различных
материалов
Декоративнооформительская
деятельность
13. Декабрь
14. Декабрь
знакомить детей
«Нарядные бусы» моделированию и
освоению
способов конструиров
ания из глины
знакомить детей
с
«Осенний узор»
нетрадиционной
техникой
в
стиле
«Ниткография»
Побуждать творить с
помощью
нитей(шерстяных)
причудливые картины.
«Красивые
коврики»
«Зимнее окно»
Моделирование из
различных
пластических
материалов
15. Январь
Художественное
16. Январь экспериментирова
ние и моделирование
17 Февраль
Декоративнооформительская
деятельность
18. Февраль
Художественное
31
«Снеговик»
Дать
элементарное
представление
о
производстве ковров;
- Учить переплетать
бумажную
основу
полосками
цветной
бумаги,
подбирать
красивые
сочетания
цветов.
знакомство с
кружевоплетением.
Продолжать
учить
делать
объемные
поделки
используя
бумагопластику.
«Сказочны Обучение
работе
й лес» конструктивно
модельными
фигурами, составляя
картинку леса
Создать условия для
«Фонарик»
расширения
представления
о
фонариках
как
«домиках» для огня,
познакомить
с
конструкцией.
Дать представление о
Открытка для папы пластилинографии
«Кораблик»
закреплять
умения
конструировать
из
бумаги
19. Февраль
экспериментирова
ние и
моделирование
Март
Художественное
конструирование
из различных
материалов
21.
Март
Моделирование из
различных
пластических
материалов
22.
Март
20.
Дизайндеятельность
Дизайндеятельность
23.
Март
24.
Март
Дизайндеятельность
25.
Апрель
Художественное
экспериментирова
ние и
моделирование
26.
Апрель
«Усатыйполосатый»
«Подарок
для
мамы»
«Волшебная
яблонька»
«Маслениц
а
пришла»
Продолжать
формировать
конструктивные
способности детей и
учить
изготовлению
цветов из бумаги.
формирование умений
и навыков в создании
образа
через
нетрадиционные
техники лепки.
Научить изготавливать
куклу «Масленицу»
при помощи листа
сложенного
гармошкой.
Формировать навыки
«Домики
работы с бумагой,
для
построение
3
Д
птичек»
композиции.
Учить
детей
«Подснежники» изготавливать цветы из
ткани,
используя
специальные
инструменты.
«Ракета»
«Нарядные
бабочки»
32
развитие
любознательности
и активности в
процессе
собственной
деятельности
в
создании
выразительных
и
интересных образов
в рисунках
Формировать навыки у
детей
практическим
освоением действий с
бросовым
и
природным
материалом
Учить зготовлению
оригинальных
игрушек
и
украшений
из.
фольги, проволоки
различными
Дизайндеятельность
27.
Апрель
28.
Май
29.
Май
30.
Май
Художественное
экспериментирован
ие и
моделирование
33
способами
(сминание,
скручивание,
свивание,
скатывание,
теснение,
оборачивание
создать детям условия
«Весенние краски» для
свободного экспериме
нтирования с
акварельными
красками,
учить
рисовать
в
нетрадиционной
технике
рисования
способом
цветовой
растяжки
«по
мокрому»
листу
бумаги
создание к композиции
«День победы!» к
празднику
«День победы»
в
технике «граттаж»
учить детей
«Пасхальное яйцо» конструировать яйцо
из бумаги, дополнять
композицию
пайетками, бисером,
стразами
«Голубь-птица
учить детей
мира»
конструировать голубя
из бумаги, дополнять
композицию
пайетками, бисером.
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование на втором году обучения (6-7 лет)
№
п/ Месяц
п
Наименование
раздела
Тема занятия
Художественное
экспериментирова
1. Сентябрь
«Панно
ние и
моделирование
2. Сентябрь
Художественное
конструирование
из различных
материалов
3. Сентябрь
4. Сентябрь
5.
Октябрь
6.
Октябрь
Декоративнооформительская
деятельность
Дизайндеятельность
34
Цели
научить
из семян» выполнять
используя
растений.
детей
панно,
семена
«Грибная полянка» учить
детей
использовать
особенности
природного
материала и его
формы в целях
создания целостной,
гармоничной худож
ественной композиц
ии.
учить
создавать
«Солнышко» образ
солнца
с
помощью
техники
конструирования из
бумаги «гармошка»
реализовывать творч
Творческий замысел еский замысел при
выполнении декорат
ивного.Стилизованн
ого натюрморта с
активно
выраженным
композиционным
центром различными
художественными
средствами
научить
детей
«Краски осени» работать
с
природным
материалом
в
процессе создания
творческих
композиций
в
технике
"аппликация"
Познакомить детей
«Осенние дары» с технологическими
возможностями
соленого теста и его
использованием
процессе
художественного
творчества.
7.
Октябрь
«Натюрморт»
Художественное
конструирование
из различных
материалов
8.
Октябрь
9.
Ноябрь
10. Ноябрь
11. Ноябрь
Моделирование из
различных
35
в
знакомство
с
основными этапами
изображения
декоративного натюр
морта. Практическое
создание образной,
уравновешенной
композиции.
Определение единого
декоративного
и
пластического стиля
в изображении
Учить
детей
«Осенний букет» выполнению
плоскостной
аппликации
"Осенний букет из
листьев"
развитие творческих
«Корзинка»
способностей детей
через знакомство с
понятием
корзиноплетение
Познакомить детей
«Гроздья рябины» со
способом
скручивания
шариков из цветных
салфеток
«Моя
любимая
игрушка»
активизировать
знания детей о
свойствах песка и
глины,
помочь.
сравнить, чем они
отличаются;
закрепить навыки
лепки
12. Ноябрь
пластических
материалов
13. Декабрь
Декоративнооформительская
деятельность
14. Декабрь
«Рождественский создание
венок»
разнообразных
рождественского
венка из подручного
материала
15. Декабрь
16. Декабрь
Дизайндеятельность
17. Декабрь
18.
Январь
19.
Январь
Учить
детей
«Кто в лесу живёт?» моделировать
композицию
на
основе одноразовой
пластиковой ложки
Научить
детей
«Снежинка»
складывать
квадратную заготовку
в
несколько
раз.
Продолжать
учить
детей
вырезать
мелкие
детали
с
внутренними углами
Учить
детей
«Ёлочка нарядная» создавать
композиции в технике
торцевание.
Декоративнооформительская
деятельность
«Новогодние
игрушки»
Освоение
технических приемов
изготовления и
художественного
оформления
новогодних игрушек
«Игрушка для
ёлочки»
активизировать
знания детей о
свойствах песка и
глины, помочь.
сравнить, чем они
отличаются;
закрепить навыки
лепки
«Все деревья в
серебре»
Создание
композиций с
зимними деревьями,
развитие творческих
способностей детей
посредством
использования
нетрадиционных
техник рисования
Учить
детей
созданию веера из
одноразовых вилок
«Веер»
36
20.
Январь Моделирование из
различных
пластических
материалов
21. Февраль
22. Февраль
Дизайндеятельность
Моделирование из
различных
23. Февраль
пластических
материалов
25.
Март Художественное
экспериментирова
ние и
моделирование
26.
Март
Дизайндеятельность
27.
Март
29.
Март
30.
Художественное
экспериментирова
ние и
моделирование
Апрель
37
«Собачка»
Учить
детей
создавать объёмную
поделку «Собачка» из
бумаги и картона.
Моделирование
«Дикие животные» композиции из пласт
илина на прозрачной
основе
учить создавать на
«Подарок для папы» плоскости
полуобъемный
объект – «кораблик»,
сочетая разные
приемы техники
«Здравствуй,
весна!»
«Масленица
пришла»
«Подарок для
мамы»
создание изделия в
технике пейп – арт с
элементами из
соленого теста и
декупажа
Изготовлениние
обрядовой куклыМаслены
изготовление
композиции с
нетрадиционн
ой техникой
рвания бумаги
«Птицы прилетели Создание
домой»
декоративного панно
«Птицы прилетели
домой»из
натуральной голубой
глины.
изготовление
«Закладка»
народной тряпичной
куклы-оберега
«В далёком
космосе»
Развитие
творческих
способностей детей на
основе
имеющихся
представлений
о космосе через
создание панно в ковр
овой технике
31.
Моделирование из
различных
Апрель
пластических
материалов
«Бабочки на
лужайке»
32.
Моделирование из
различных
Апрель
пластических
материалов
«Верба»
33.
Апрель
Художественное
экспериментирова
ние и
моделирование
«Клоун»
34.
Май
Дизайндеятельность
«День Победы!»
35.
Май
Дизайндеятельность
«Всемирный
хоровод»
Май
Художественное
экспериментирова
ние и
моделирование
«Солнышко
лучистое»
36.
38
развитие
художественнотворческих
способностей
посредством
использования
нетрадиционных
техник рисования на
ткани
Создать условия для
изображения
композиции
«Веточки вербы»
Учить
создавать
композицию
из
бросового материала
«Клоун»
изготовления
гвоздики как символа
Победы в Великой
Отечественной войне
с
использование
бисера, пайеток
Создание композиции
в
технике
аппликация из бумаги
и ткани
создание объёмной
аппликации из ткани
салфеток