Дополнительная общеобразовательная программа Сделай сам

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ……………............................................4
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………..4
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………..8
1.3. Содержание программы ……………………………………………………10
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………...16
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ………………….18
2.1. Календарный учебный график……………………………………..……….18
2.2. Условия реализации программы…………………………………….............20
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы …………………22
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..24
Приложение 1………………………………………………………………….....25
Приложение 2
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ.

Первый

год

обучения (младшая группа)…………………………………………………………28
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ.

Первый

год

обучения (средняя группа)………………………………………………………….28

3

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Сделай сам», разработана в соответствие с требованиями в образовании,
отраженными в следующих документах:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
27.10.2020 г. № 32 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения» (далее СанПиН);
• Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам» (далее Порядок);
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
• Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской федерации от 9.11.2018 г. № 196»;
• Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на периоддо 2035 года».
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Сделай сам» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и,
согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует
удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
нравственном развитии.
• Устав МБДОУ- детского сада № 121.
Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных
потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через
систему дополнительного образования детей. С учетом особенностей образовательного
учреждения – дошкольное образовательное учреждение детский сад с группами
общеразвивающей направленности.

4

Актуальность
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными
предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и
свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является
аппликация. Это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов
художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она
легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники
работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рваная, скомканная бумага, ватные
диски, бумажные салфетки, фантики от конфет, листья деревьев и т. д. Необычное
сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения
удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха,
развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста
быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей,
делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в
котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и
целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому
человеку. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Известно, что
развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи. В процессе
обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется
непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей
стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем
организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Можно говорить
о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной
функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний
эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и
творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется
наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие
способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве. Чувство цвета. Также
развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью
руки. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы
выразить свои фантазии. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное
рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые
возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных
материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и
карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.
Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Новизна программы:
Программа соответствует принципу развивающего образования и строится с учетом
интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического и физического развития. В процессе освоения
нетрадиционных форм художественного творчества (рисование, аппликация, лепка) дети
5

знакомятся с народным фольклором: слушают и запоминают потешки, стихи, сказки и
песенки, что способствует овладению первоначальными речевыми навыками и
самостоятельной художественно-речевой деятельностью. Совершенствование личности
ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков,
которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о
способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека,
определяющие его способность к деятельности: восприятие и, формирующиеся на этой
основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное
отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в
процессе взаимодействия его с разными материалами.
Отличительная особенность данной программы
можно выделить: комплексность —сочетание нескольких тематических блоков,
освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов
(бумажных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность
хронологически поменять местами);
преемственность - взаимодополняемость используемых техник и технологий
применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное
применение;
не подражание, а творчество — овладение приёмами и техниками в нетрадиционной
технике рисования и аппликации не на уровне повтора и создания копии, а на уровне
творческого подхода и авторского замысла обучаемых.
Программа способствует формированию компетентностей и поддержанию у детей
дошкольного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные игровые задания
стимулируют интерес, фантазийные поиски детей и дают возможность проявить себя, как
личность, раскрыть свой внутренний мир, побуждая к дальнейшему освоению народного
творчества
Направленность, общая характеристика программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сделай сам»
учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся и направлена на
следующее:
-выявление одаренных детей в области нетрадиционное рисование, лепки,
аппликации в младшем детском возрасте;
-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания и
духовно- нравственного развития детей;
-приобретение детьми знаний, умений и навыков в области нетрадиционной лепки,
аппликации, рисования.
-приобретение детьми опыта творческой деятельности
-овладение духовными и культурными ценностями народов мира.
Объем программы: Объем программы рассчитан на 76 недель, с нагрузкой – 2 раз
в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной
деятельности для детей от 3-4 лет не более 15 минут, детей от 4-5 лет не более 20 минут.
Срок освоения программы: 2 года обучения, 76 недель.
1 год обучения – 38 недель, 19 часов;
2 год обучения-38 недель, 25 часов.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
6

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальногрупповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.

Адресат программы: учащиеся 3-4 лет, 4-5 лет.
Количество учащихся: 10 человек в учебной группе.
Набор учащихся свободный. Состав группы постоянный.
Так как программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста, для более
качественного обучения необходимо знать психологические особенности воспитанников
этой возрастной группы.
Возрастные особенности детей 3-4 лет:
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью
физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её
целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся
движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка
приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании,
конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в
соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок
быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с
одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими
предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с
игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие
дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми
сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В
этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних
детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более
детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и
свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует
относительно параллельными. Обводит по контурам.
Продолжает
развиваться
наглядно-действенное
мышление.
При
этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных
проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые
скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое
особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве
заместителей других.
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет.
Ребенок в 4-5 лет имеет представление о поведении сверстников и своем выделяет его
несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так,
«как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без
напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности,
доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более
интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально
одобряемые формы поведения. Появляется сосредоточенность на своём самочувствии,
ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен
7

элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае
недомогания. Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 34 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или
сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в
общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении
взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной
обидчивостью.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые
взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от
принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают
выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и
реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится
предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется
наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется
техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные
геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются
навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование
последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными
изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие,
перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего
дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются
способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в
сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей
через художественное творчество: рисование, аппликацию, лепку. Познакомить
детей с нетрадиционными техниками художественного творчества, формировать
художественный вкус.
Задачи:










развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
обогащать сенсорные впечатления;
развивать речевые навыки;
воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепке, аппликации;
обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с
использованием различных материалов;
учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте
природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;
развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций;
учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в
составлении композиции);
развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
8



воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и
индивидуально.

Задачи художественно - эстетического развития в Задачи Рабочей программы «Сделай сам»
рамках ООП -ОП ДО МБДОУ
Лепка
Должен уметь:
Должен знать:
 раскатывать комочки прямыми и круговыми
 представления о свойствах глины,
движениями, соединять концы получившейся
пластилина, пластической массы и
палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями
способах лепки.
обеих рук
 что глина и пластилин мягкие и из них
 украшать вылепленные предметы, используя
можно лепить.
палочку заточенным концом; учить создавать
 как аккуратно пользоваться глиной и
предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их
пластилином: не пачкать стол, одежду,
путем прижимания друг к другу.
лепить на дощечке.
 аккуратно пользоваться глиной, класть комочки
 Разнообразные
приёмы
лепки:
и вылепленные предметы на дощечку.
скатывание, раскатывание, сплющивание,
 лепить несложные предметы, состоящие из
соединение,
вдавливание
пальцем
нескольких частей (неваляшка, цыпленок,
углубления, прощипывание краёв формы
пирамидка и др.).
кончиками пальцев.
Рисование
Должен уметь:
Должен знать:
 передавать в рисунках красоту окружающих
 названия цветов
(красный,
синий,
предметов и природы (голубое небо с белыми
зеленый, желтый, белый, черный),
облаками; кружащиеся на ветру и падающие на
познакомить с оттенками (розовый,
землю разноцветные листья; снежинки и т.п.).
голубой, серый).
 набирать краску на
кисть: аккуратно
 название материалов, которыми можно
обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской,
рисовать, и умение ими правильно
снимать лишнюю краску о край баночки легким
пользоваться
прикосновением ворса, хорошо промывать
 как
проводить
горизонтальные
и
кисть, прежде чем набрать краску другого
вертикальные линии, изображать с
цвета.
помощью них железную дорогу, забор и
 изображать простые предметы, рисовать
т.д.
прямые линии (короткие, длинные) в разных
 как осушать промытую кисть о мягкую
направлениях, перекрещивать их (полоски,
тряпочку или бумажную салфетку.
ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый
платочек и др.).

Аппликация

9

Должен уметь:
Должен знать:
 предварительно выкладывать (в
 порядок наклеивания: сначала нужно
определенной последовательности) на листе
разложить все подготовленные части
бумаги готовые детали разной формы, величины,
аппликации на листе бумаги и составить
цвета,
составляя
изображение
(задуманное
изображение предмета, а затем постепенно
ребенком или заданное воспитателем), и
наклеивать их.
наклеивать их.
 Как аккуратно наклеивать: сначала нужно
 аккуратно пользоваться клеем: намазывать его
положить деталь цветной стороной на
кисточкой тонким слоем на обратную сторону
клеёнку, аккуратно набрать клей на кисть
наклеиваемой
фигуры
(на
специально
и нанести его тонким слоем от середины к
приготовленной
клеенке);
прикладывать
центру, приложить стороной с нанесённым
стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и
клеем к листу бумаги, осторожно прижав
плотно прижимать салфеткой.
тряпочкой или салфеткой.
 создавать в аппликации на бумаге разной формы
 формы предметов и их цвета.
предметные и декоративные композиции из
геометрических форм и природных материалов,
повторяя и чередуя их по форме и цвету
 наклеивать на лист бумаги простые предметы
(фрукты, листья деревьев).

1.3 Содержание программы
Календарный учебный график занятий первого года обучения для детей 3-4 лет
№ п/
п

Месяц

Количество
часов

1.

Сентябрь

1

2.

Сентябрь

1

3.

Сентябрь

1

4.

Сентябрь

1

5.

Сентябрь

1

6.

Сентябрь

1

7.

Сентябрь

1

8.

Сентябрь

1

9.

Октябрь

1

Наименование раздела
Вводное занятие.
Аппликация
Рисование
Аппликация
Рисование

Тема занятия
«Ежик»

«Клякса»
«Овечка»
«Осенний лес»

Лепка

«Кленовые листочки»

Лепка, рисование,
аппликация

«Осенние сапожки в
луже»
«Птица из природных
материалов»
«Богатый урожай»

Аппликация
Лепка
Аппликация

10

«Новый наряд»

10.

Октябрь

1

12.

Октябрь

1

Рисование

13.

Октябрь

1

Аппликация
Аппликация

14.
15.
16.

17

Октябрь
Октябрь
Октябрь

Октябрь

«Цыпленок из фетра»
«Ворона»

1
Лепка

«Львенок»

1
1

Рисование

«Шубка для белочки»

Рисование

«Яблочки на дереве»

Рисование, аппликация

«Осьминог»

1

18.

Ноябрь

1

19.

Ноябрь
Ноябрь

1

20.

«Цыплята и мама
курочка»
«Орешки для белочки»

Рисование, аппликация
Аппликация

Ноябрь

1
1

Ноябрь

1

«Синичка»
«Аист»
«Баночка варенья»

Лепка

21.
22.

Ноябрь

1

Рисование ватными
палочками
Лепка

1

Аппликация

«Тыква»
«Котенок»

23.
24.

Ноябрь

25.

«Разноцветные шары»

Лепка

Ноябрь
1

Рисование
26.

«Медведь в берлоге»

Декабрь

1

«Зимнее волшебство»
«Вот такая елочка»

27.

Декабрь

1

28.

Декабрь

1

29.

Декабрь

1

30.

Декабрь

1

№ п/
п

Месяц

Количество
часов

Лепка

«Пингвин»

Аппликация

Лепка

«Рукавичка»
«Мороженое»

Наименование раздела
11

Тема занятия

Рисование

«Веселый снеговик»

«Шапка для дедушки
мороза»
«Снежинка»

31.

Декабрь

1

32.

Декабрь

1

Аппликация ватными
дисками

33.

Декабрь

1

Рисование из морской соли

34.

Январь

1

Рисование

35.

Январь

1

Лепка
Рисование

36.

Январь

1

37.

Январь

1

38.

Январь

1

«Снежок порхает,
кружится»
«Вкусное угощение»
«Северное сияние»

Аппликация
«Свитер для папы»
«Лоскутное одеяло»
Аппликация из фантиков

39.

Январь

1

Коллективная лепка

40.

Январь

1

Рисование

41.

Январь

1

42.

Февраль

1

43.

Февраль

1

44.

Февраль

1

45.

Февраль

1

Аппликация ватой

Февраль

1

47.

Февраль

1

«Вьюга»

Обрывная аппликация

«Снег на дорожках»

Аппликация

«Белый медведь на
льдине»

Февраль

«Бабочка»

1

49.

Февраль

1

50.

Март

1

51.

Март

1

52.

Март

1

Март

«Гроздья рябины».

Лепка

«Подарок папе»

Аппликация

«Ваза с цветами»

Рисование

«Гроздья рябины»

Лепка

«Цветочек для
мамочки»
«Барашек»

Аппликация
53.

«Наряди матрешку к
празднику»

Аппликация из ватных дисков
«Зайчик»
Рисование
Пальчиковое рисование

48.

«Зимний лес»

Рисование

Рисование

46

«Зернышки для
воробьев»
«Снегопад»

1

12

54.

Март

1

Лепка

«Вот такие ножки у
сороконожки»

55.

Март

1

Рисование

«Постираем
полотенца»

56.

Март

1

Лепка с элементами
аппликации
Аппликация

57.

Март

1

58.

Апрель
Апрель

1
1

59.

60.

Апрель

Лепка
Аппликация

«Лягушка из трубочек»
«Узоры»
«Разноцветное
солнышко»

Лепка

«Пора в космос»

Аппликация

«Облака»

1

61.

Апрель

1

62.

Апрель

1

Рисование

63.

Апрель

1

Рисование
Аппликация ватой

Апрель
64.

«Аквариум»

«Сосульки»
«Лебеди в пруду»
«Веточка вербы»

1

65.
66.

Апрель
Май

1
1

Рисование и аппликация
Обрывная аппликация

67.

Май

1

Обрывная аппликация

68.

Май

1

Лепка

69.
70.
71.
72.

Май
Май
Май
Май

1
1
1
1

Рисование
Лепка
Рисование
Итоговое занятие

Итого: 72 занятия

13

«Почки и листочки»
«Носит одуванчики
желтый сарафанчик»
«Яблоня в цвету»
«Солнышко
лучистое»
«Веселый осьминог»
«Гнездо галки»
«Жираф»
Выставка детских
работ

Календарный учебный график второго года обучения для детей 4–5 лет

№
п/п

Месяц

1

2

Сентябрь

3

4

Октябрь

5

6

Ноябрь

7

Колво
часов

Раздел

Тема занятия

4

Нетрадиционное
рисование

Отпечатки ладошек

4

Лепка

Создаем
животных
пластилина

4

Аппликация

Листопад

4

Нетрадиционное
рисование

Гравюра на бумаге

4

Лепка

Украшаем
город
снежинками
(лепка
из
соленого теста)

4

Аппликация

Домики зимнего города

4

Нетрадиционное
рисование

Кляксография

8

Декабрь

4

Лепка

Елочка из глины

9

Январь

4

Аппликация

Снежинки своими руками

14

из

10

Февраль

13

14

Март

15

16

Апрель

17

18

Пейзаж зимней природы
методом монотипии

4

Лепка

Панно
из
пластилина

4

Аппликация

Сердца ко Дню влюбленных

4

Нетрадиционное
рисование

Волшебные узоры солью и
клеем

4

Лепка

Цветы весны из соленого
теста

4

Аппликация

Солнечные лучи

4

Нетрадиционное
рисование

Радуга
красками

4

Лепка

Открытка-подарок маме (из
пластилина)

4

Итоговая
выставка детских
работ

Презентация
достижений

4

11

12

Нетрадиционное
рисование

Май

пуговиц

и

пальчиковыми

творческих

Итого: 72 занятия

Структурной особенностью программы дополнительного образования
«Сделай сам» является тематическое планирование. Планируя работу кружка, педагог
выбирает для каждой темы различные формы работы (фронтальную, подгрупповую,
индивидуальную) с учётом специфики развития
ребёнкадошкольника,
материальной
оснащённости
педагогического процесса.
15

В программе представлены различные разделы, основными из которых являются:
• художественное конструирование из различных материалов,
•
•

.

декоративно-оформительская деятельность,
художественное экспериментирование и моделирование,
дизайн-деятельность.

Так, в содержание раздела по художественному творчеству из различных материалов
входит творческая деятельность детей, связанная с практическим освоением действий с
бросовым и природным материалом, бумагой, сушёными листьями, текстилем, бисером
и т.п.
Декоративно-оформительская деятельность знакомит детей со способами
оформления различных коллажей по мотивам народных промыслов, способами
изготовления декоративных украшений и др.
Художественное экспериментирование и моделирование – деятельность детей по
изготовлению оригинальных изделий и украшений из фольги, проволоки различными
способами (сминание, скручивание, свивание, скатывание, оборачивание и т.).
Дизайн-деятельность предполагает интеграцию различных видов художественнотворческой деятельности дошкольников (художественное конструирование, рисование,
лепка,
аппликация,
декоративная
роспись,
коллаж,
художественное
экспериментирование и др.).
Нетрадиционные виды организации детской деятельности в ходе занятий по
нетрадиционной технике рисования и аппликации представлены:












•

пальчиковой гимнастикой,

•

подвижными играми.

1.4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«СДЕЛАЙ САМ»
Значительное повышение уровня развития творческих способностей
Расширение и обогащение художественного опыта
Формирование умения взаимодействовать друг с другом
Овладение простейшими приемами рисования, лепки, аппликации
Развитие мелкой моторики рук
Обострение тактильного восприятия
Концентрация внимания
Увеличение активного словаря детей, повышение качества произношения звуков
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее
полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить
к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые
доступные средства.

Первый год обучения
По итогам первого года обучения дети 3- 4 лет будут знать:
•
основные и дополнительные цвета, цветовую гамму красок (теплые, холодные
цвета), понятие симметрии, контрасты форм, свойства красок и графических материалов;
•
свойства различных художественных материалов: живописных и графических
16

(гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина; их выразительные возможности;
•
жанры изобразительного искусства и его виды;
•
знать и называть фамилии известных художников, скульпторов, мастеров народного
творчества, их конкретные произведения;
будут уметь:
•
работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре,
декоративно-прикладных и народных формах;
•
чувствовать красоту музыкальных мелодий во время знакомства с художественными
произведениями;
•
смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
•
правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим
замыслом;
•
грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
•
работать самостоятельно, в сотворчестве и в коллективе;
•
анализировать произведения искусства, приобретут знания о конкретных
произведениях выдающихся художников, научатся использовать художественные термины
и понятия.
Второй год обучения
По итогам второго года обучения дети 4-5 лет будут знать:
 Дети знакомятся с различными техниками нетрадиционного рисования, лепки и
аппликации.
 Осваивают использование разных материалов (краски, карандаши, фломастеры,
пластилин, тесто, природные материалы).
 Способны создавать простейшие композиции и образы, отражающие окружающий
мир.
 Формирование интереса к творчеству:
 Повышается желание заниматься творческими видами деятельности.
 Проявляют инициативу и самостоятельность в создании художественных
произведений.
 Демонстрируют стремление экспериментировать с материалами и способами
изготовления изделий.
 Развития мелкой моторики и координации движений:
 Улучшаются двигательные навыки пальцев и кистей рук.
 Овладение основными приемами работы с инструментами и материалами (рисовать,
резать ножницами, раскатывать пластилин, приклеивать детали).
 Эстетическое восприятие и оценка результата:
 Формируются представления о красоте окружающих предметов и явлений.
 Появляется способность оценивать свою работу и произведения сверстников,
выражать свое мнение.
 Социально-коммуникативное развитие:
 Развитие умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками во время
творческой деятельности.
 Формирование навыков совместной работы над проектами и поделками.
 Креативные навыки и фантазия:
 Совершенствование воображения и фантазии посредством творческого процесса.
 Создание собственных образов и сюжетов, воплощенных в рисунках, композициях
и изделиях.
 Расширение кругозора и обогащение представлений о мире:
 Обучение основам цветоведения, формообразования и композиционных решений.
17

 Получают знания о материалах и способах обработки, используемых в искусстве.

Форма представления результатов
 выставки;
 конкурсы.
Эффективность реализации Программы отслеживается посредством модели
мониторинга результативности образовательной деятельности воспитанника,
ориентированной на задачи Программы (Приложение 1)
Цель диагностики – выявление уровня обученности усвоения при прохождении
курса программы и проведение анализа.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются
следующие виды мониторинга:
Вводный (октябрь)
Итоговый (май).

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Учебный план дополнительной образовательной деятельности разработан,
основываясь на:
 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ.
 СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно– эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Общий объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы «Сделай сам», рассчитывается в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного
образования
Во время учебного года вся непрерывная образовательная деятельность по
дополнительному образованию проводятся во второй половине дня. Учебный год
составляет 38 недель, начинается с 2 сентября и заканчивается 29 мая. С 31 декабря по 8
января в детском саду – каникулы. Продолжительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности для детей от 3-х до 4-ти лет - не более 15 минут, от 4 до 5
лет не более 20 минут.
2.1. Календарный учебный график
Наименование
программы Младшая группа
дополнительного образования длительность НОД – 15 мин
(модули)
неделя месяц
год
«Сделай сам» для детей 3-4 лет 2
8
72
(30
(2 ч)
(19 часов)
мин)

Содержание

младшая группа
(3-4 лет)
1
01 сентября 2025 г
29 мая 2026 года

Количество возрастных групп
Начало учебного года
Окончание учебного года
18

Продолжительность учебного года всего, в 38 недель
том числе:
1-е полугодие
17 недель
2-е полугодие
21 недель
Длительность НОД в мин
15 мин.
во второй половине дня
Объем НОД в неделю (мин)
2 (30 мин)
Объем НОД в год
72 (19 часов)
Сроки
проведения
мониторинга 13.10.25-17.10.25
достижения
детьми
планируемых 11.05.26-15.05.26
результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы: водная
диагностика/ итоговая диагностика
Праздничные (выходные) дни
Согласно
производственному
календарю
Наименование
программы
дополнительного образования
(модули)
«Сделай сам» для детей 3-4 лет

Средняя группа
длительность НОД – 20 мин
неделя месяц
год
2
8
72
(40
(2 ч)
(25 часов)
мин)

Содержание

средняя группа
(4-5 лет)
Количество возрастных групп
1
Начало учебного года
01 сентября 2025 г
Окончание учебного года
29 мая 2026 года
Продолжительность учебного года всего, в 38 недель
том числе:
1-е полугодие
17 недель
2-е полугодие
21 недель
Длительность НОД в мин
20 мин.
во второй половине дня
Объем НОД в неделю (мин)
2 (40 мин)
Объем НОД в год
72 (25 часов)
Сроки
проведения
мониторинга 13.10.25-17.10.25
достижения
детьми
планируемых 11.05.26-15.05.26
результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы: водная
диагностика/ итоговая диагностика
Праздничные (выходные) дни
Согласно
производственному
календарю
2.2 . Условия реализации программы
Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим, кадровым,
19

материально-техническим и финансовым условиям реализации Дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Сделай сам», а также к
развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Сделай сам» должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во
всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и
положительного отношения к миру, к себе и к людям.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Для успешной реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Сделай сам», должны быть обеспечены следующие психологопедагогические условия:
• Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
• Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
• Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
• Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
• Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
• Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
Компетенции педагогического работника
1. Обеспечение эмоционального благополучия через:
•
непосредственное общение с каждым ребёнком
•
уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям
2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
•
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности, материалов
•
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
•
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности
3. Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
•
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в
том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям
и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные)
возможности здоровья
•
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками

20

4. Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего
развития каждого воспитанника, через:
•
создание условий для овладения культурными средствами деятельности
•
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления,
воображения, фантазии и детского творчества
•
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства
•
оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на
определение педагогом эффективности собственных образовательных действий,
индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.
5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного
вовлечения
их в образовательный процесс, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Развивающая среда группового помещения соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.304913, ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых, двигательной активности и познавательной деятельности детей.

Кадровые
условия
реализации
Дополнительной
общеразвивающей программы «Сделай сам»:

общеобразовательной

Фамилия,
имя, Образование
Квалификационная повышение
отчество
квалификации
категория
педагогического
работника
Забанных
Полина ГАПОУ
СО
АНО
ДПО
Владимировна
«Свердловский
"Гуманитарная
областной
академия", 15.09.2023 педагогический
22.09.2023
колледж»,
28.06.2019
"Введение и реализация
28.06.2023
ФОП ДО", 36 ч.
ГАПОУ
СО
"Свердловский
областной
педагогический
колледж", 31.10.2022 03.11.2022
"Организация
исследовательской
деятельности
дошкольников с
использованием
21

цифровой STEAM
лаборатории", 24 ч.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
общеобразовательной общеразвивающей программы «Сделай сам»,
Материал
Гуашь
Восковые мелки
Пластилин
Ватные палочки;
Ватные диски;
Бумажные салфетки, газеты;
Различная крупа;

Количество

Примечание
Для работы педагога, работы детей
Для работы педагога, работы детей
Для работы педагога, работы детей
Для работы педагога, работы детей
Для работы педагога, работы детей
Для работы педагога, работы детей
Для работы педагога, работы детей

5-10
5-10
5-10
5-10
5-10
5-10
5-10

Стол, стул

5,10

Магнитная доска

1

Дополнительной

Индивидуальное рабочее место
ребенка
Для работы педагога и детей

2.3. Формы

аттестации/контроля

и

оценочные материалы.
Виды и формы контроля:
текущий контроль – наблюдение; беседы по изучаемым темам, практические
занятия, соревнование в решении примеров на время.
Показатели оценки художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
(методика Казаковой Т.С., Лыковой И.А.)
Характеристика

отношений,

интересов,

способностей

в

области художественной

деятельности:
• искренность, непосредственность;
• увлеченность, интерес;
• творческое воображение;
• проявление специфических способностей.
• Характеристика качества способов творческой деятельности:
• применение собственного опыта в новых условиях;
• самостоятельность в нахождении способов (приёмов)
создания образа;
• нахождение
оригинальных
способов
(приёмов),
новых
для ребёнка;
• создание новых комбинаций на основе ранее освоенных
образов.
22

•

Характеристика
качества
продукта
детской
творческой деятельности:
• нахождение адекватных выразительно-изобразительных
средств для создания образа;
• соответствие
результатов
художественно-творческой деятельности элементарным
художественным требованиям;
• проявление
индивидуального
«почерка»
как
особой
манеры исполнения и характера образа.

Критерии оценки:
высокий уровень - самостоятельно создаёт выразительные образы
различных объектов и явлений окружающего мира, в декоративнооформительской деятельности создаёт изделия, гармонично сочетающие форму,
декор и назначение, понимает способ и последовательность действий, на
достаточном уровне владеет приёмами работы с разными материалами;
средний уровень - проявляет интерес к занятиям художественным трудом,
но в разных видах творческой деятельности в процессе работы с разными
материалами действует в основном при помощи и по инициативе взрослого,
испытывает затруднения в работе с инструментами и материалами;
низкий уровень - не проявляет интереса к творческой деятельности, всегда
действует по инициативе и с помощью взрослого;
критический уровень -(редко встречаемая
оценка) - негативное
отношение к художественно-продуктивной деятельности. Обычно это связано с
отклонениями в здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще
по вине семьи).

23

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
•
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
•
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая
группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
•
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. -М.: МозаикаСинтез,2010.
•
Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. -М.:
Педагогическое общество России,2005.
•
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. -М.:
Педагогическое общество России,2006.

Изобразительная деятельность в детском саду – Мозаика-Синтез, Москва
2005 и др.
•
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. ООО «Издательство
Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.
•
Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. –
М., 2000; Давыдова Г. Н.

Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников. М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
•
Лыкова И.А. Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки».
«Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА.
•
Техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий:
пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПБ.: КАРО, 2008.– 90
с.

24

Приложение 1
Диагностическая карта оценки результатов обучения «Уровни освоения
программы по критериям»
Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный -в
сентябре, итоговый —в мае.
Педагогическая диагностика художественно- эстетической деятельности И. А. Лыковой
Педагогическая диагностика художественной деятельности:
Высокий уровень: 3 балла
Средний уровень: 2 балла
Низкий уровень: 1 балл
Диагностические задания по рисованию
1. Технические навыки
Навыки выявляются в ходе наблюдения за ребенком на рисовании (организованная и
свободная деятельность). Фиксируется:





Умение правильно держать карандаш (кисть)
Свободное движение руки при рисовании
Аккуратность при пользовании краской
Бережное отношение к кисти

2. Изобразительные навыки
Игра «Закончи рисунок».
Методика предъявления задания
Воспитатель предлагает ребенку альбомный лист с изображением полянки (зеленой травки)
и зайчика; набор карандашей (желтый, красный, синий). Начинает повествование (вариант
для диагностики в середине года):
- Однажды на полянку выбежал погреться зайчик. День был теплый, потому что
светило солнышко. Нарисуй солнышко.
Ребенок рисует круг и лучики
- Но вдруг пошел дождик. Нарисуй дождик
Рисование короткими штрихами дождя.
- Зайчик не знает, куда ему спрятаться. Нарисуй елочку, под которой зайка смог бы
спрятаться от дождя
Рисование прямой вертикальной и горизонтальных под небольшим наклоном линий.
Вариант для диагностики в конце года:
Ребенку предлагают альбомный лист с силуэтным изображением полянки и цветные
карандаши. Начинают повествование:
- Жил-был цыпленок Пик. Однажды он решил погулять и пришел на эту полянку.
Нарисуй цыпленка на полянке
Рисование двух кругов (туловище, голова), линий (ног)
- Но, вдруг пошел дождик. Нарисуй
(рисование коротких линий)
- Куда бы укрыться цыпленку от дождя? Нарисуй ему домик, (похожий на
скворечник)
Рисование прямоугольника.
25

3. Знание цветов
Игра «Подбери шарики к ниточкам»
Методика проведения:
Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованными на нем линиями разных цветов
(красный, синий, зеленый, желтый, розовый, голубой, серый) и набор круглых и
овальных форм таких же цветов. Задание – подобрать шарики такого же цвета, как
и ниточки. При выполнении задания, уточнить у ребенка название цвета шарика
№
п/п

Фамилия
имя
ребенка

Технические
навыки
Навыки
работы
с
карандашом

Изобразительные навыки
Навыки
работы
кистью и
красками

короткие
линии,
штрихи

прямые
линии
в
разных
направлениях

Знание
цветов
изображение
округлых
форм

Всего
баллов

Уровень

Изображение
прямоугольных
форм (конец
года)

1.
2.
3.
4.

Диагностическое задание по лепке
Воспитатель вносит куклу и от ее имени сообщает о том, что у нее сегодня день рождения,
а она не знает, чем угостить своих гостей. А друзей будет много, поэтому угощения должно
быть много.
- давайте поможем Маше подготовиться к празднику и вылепим ей угощения
- Какие угощения можно вылепить из пластилина (глины)?
Предлагает поэтапно выполнить следующие виды угощений: баранки, печенье, блины,
яблоко или конфеты чупа-чупс
В ходе выполнения работы воспитатель обращает внимание на сформированность
следующих навыков и умений:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Умение раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук
Умение соединять концы палочки в кольцо
Умение раскатывать комочки круговыми движениями
Умение сплющивать шар
Умение присоединять (прижимать)две части
Умение выполнять работу аккуратно
Наличие представления о способах лепки того или иного предмета

В конце работы обыгрывается сюжет «День рожденья»
№
п/п

Ф
И
ребенка

Навыки умения

Раскатывание
прямыми
движениями

Представление
о
способах
лепки

Раскатывание
круговыми
движениями

Соединение
в кольцо

Прием
сплющивания
шара

26

Прием
соединения
двух
частей

Аккуратность

Всего
баллов

Уровень

Диагностические задания по аппликации
1. Выкладывание форм в определенной последовательности (узор).
1 этап. Воспитатель предлагает изготовить красивый шарфик для собачки.
Показывает свой незаконченный образец («не успела сделать, помоги закончить») и
предлагает ребенку завершить работу
2 этап. Затем воспитатель предлагает ребенку выложить свой узор на полосе бумаге
– шарфик для щенка.
Инструкция: теперь сделай свой шарфик, (из геометрических форм 2 цветов 2 видов
или 2 размеров).

1. Выкладывание предметного изображения
Воспитатель предлагает ребенку набор цветных геометрических фигур и 3 картинки
Инструкция: выложи такие же картинки из фигурок.

2. Владение техническими навыками.
В процессе работы ребенка над созданием аппликации ведется наблюдение и
фиксируются следующие умения:
- намазывание клеем – используется ли клеенка при нанесении клея, на какую
сторону бумаги наносится клей, в каком количестве (каким слоем) наносится, как
распределяется по бумаге.
-наклеивание – какой стороной прикладывается к фону намазанная клеем бумага,
обращает ли внимание на ровное расположение формы на бумаге, сморщенность
намазанного листа и т.п.
- аккуратность – общее впечатление от действий ребенка, умение пользоваться
салфеткой (промакивание наклеенного изображения), умение поддерживать
порядок на столе (убирать кисть после работы на подставку)

№
п/п

ФИ
ребенка

Навыки умения
1.Выкладывание форм
в определенной
последовательности
(узор)

2.Выкладывание
изображения
(предмет)

Всего
баллов

3.Владение техническими навыками

намазывание
формы

27

наклеивание

аккуратность

Итого по 3
параметру

Уровень

Приложение 2
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ.

ПЕРВЫЙ

ГОД

ОБУЧЕНИЯ (МЛАДШАЯ ГРУППА)
Месяц
Тема. Содержание
сентябрь
Занятие 1. Аппликация «Ежик»
Цель. развитие познавательного интереса к природе.
Занятие 2. Рисование «Клякса»
Цель. познакомить детей с техникой кляксографии и её выразительными
возможностями
Занятие 3. Аппликация «Овечка»
Цель. учить детей изображать в аппликации домашнее животное,
используя нетрадиционную технику.
Занятие 4. Рисование «Осенний лес»
Цель. расширение представлений детей об осенних явлениях в природе
через художественное творчество.
Занятие 5. Лепка «Клиновые листочки»
Цель. выполнить работу в технике пластилинографии.
Занятие 6. Интегрированное занятие «Осенние сапожки в луже»
Цель. изготовление поделки, используя традиционные и нетрадиционные
способы рисования, лепки, аппликации.
Занятие 7. Аппликация «Птица из природных материалов»
Цель. познакомить детей с новым для них видом творчества —
аппликацией из сухих листьев.
Занятие 8. Лепка «Богатый урожай»
Цель. учить детей скатывать из пластилина разноцветные шарики.
Игрушечный кот с яблоком; кружки желтого картона, красный и зеленый
пластилин, доски.
октябрь
Занятие 1. Рисование «Орешки для белочки»
Цель. сформировать умение рисовать орешки и проявить заботу и чуткое
отношение к животным.
Занятие 2. Аппликация «Цыпленок из фетра»
Цель: познакомить с техникой объёмной аппликации из фетра с
элементами декорирования;
Занятие 3. Интегрированное занятие «Ворона»
Цель. способствовать стремлению детей к общению со взрослыми и
сверстниками, наблюдая за их действиями и подражая им, называть
окружающие предметы, отвечать на вопросы.
Занятие 4. Интегрированное занятие «Львенок»
Цель. закрепить знания детей о диких животных жарких стран и навыки
изготовления поделок из бумаги.
Занятие 5. Рисование «Шубка для белочки»
Цель. учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки
пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на
готовую форму.
Занятие 6. Рисование «Яблочки на дереве»
Цель. учить детей макать пальчик в гуашь и делать кружки на бумаге;
побуждать детей создавать образы по своему желанию, по подражанию
взрослого, развивать восприятие.
Занятие 7. Аппликация «Новый наряд»
28

ноябрь

декабрь

Цель. учить наклеивать листочки в соответствии с замыслом.
Игрушечный кот с букетом осенних листьев, листы бумаги с
нарисованным деревом, баночки с клеем, кисточки, засушенные листья
деревьев.
Занятие 8. Аппликация «Цыплята и мама курочка»
Цель. создание коллективной композиции.
Занятие 1. Рисование и аппликация «Осьминог»
Цель. Познакомить с новой техникой рисования, капнутькапельку краски
на плотную бумагу, после чего подуть на нее через соломинку с разных
сторон.
Занятие 2. Рисование и аппликация «Синичка»
Цель. уточнить и систематизировать представления о внешнем виде
синиц, учить красиво располагать изображения на листе.
Занятие 3. Аппликация «Аист»
Цель. развивать познавательный интерес, учить создавать в работе образ
аиста из ватных дисков.
Занятие 4. Лепка «Баночка варенья»
Цель. учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки
пластилина, катать их между пальцами, приклеивать, надавливая, на
форму.
Занятие 5. Рисование ватными палочками «Тыква»
Цель. формировать у детей творческий потенциал с помощью
нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Занятие 6. Лепка «Котенок»
Цель. учить детей лепить четвероногое животное — кошку.
Занятие 7. Аппликация «Медведь в берлоге»
Цель. расширять границы творческой фантазии, пробуждать вкус к
художественной импровизации.
Занятие 8. Лепка «Разноцветные шары»
Цель. продолжать учить детей отрывать от большого куска маленькие
комочки пластилина, катать их между пальцами, разминать, затем
аккуратно приклеивать на готовую форму
Занятие 1. Рисование «Зимнее волшебство»
Цель. учить детей рисовать кисточкой, макать в краску и равномерно
наносить ее на всю поверхность листа.
Занятие 2. Лепка «Вот такая елочка»
Цель. учить создавать образ ёлки, раскатывать жгутики и прикреплять их
к стволу-столбику, закреплять умение раскатывать комок пластилина
прямыми движениями ладоней.
Занятие 3. Аппликация «Пингвин»
Цель. учить детей наклеивать готовые формы пингвина на бумагу
Занятие 4. Аппликация «Рукавичка»
Цель. создание условий для формирования эмоционально-чувственного
опыта детей и творческого воображения через аппликацию.
Занятие 5. Лепка «Мороженое»
Цель. Учить наносить нетрадиционный материал на контур рисунка.
Занятие 6. Рисование «Веселый снеговик»
Цель. упражнять детей в рисовании округлых предметов по контуру
пальчиком, воспитывать аккуратность.
Занятие 7. Аппликация из ватных дисков «Шапка для дедушки мороза»
Цель: продолжать учить детей аккуратно намазывать клеем готовые
формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.
29

январь

февраль

Занятие 8. Рисование морской солью «Снежинка»
Цель. познакомить с техникой рисования солью, научить работать в ней,
познакомить с практическими навыками нанесения соли на лист бумаги.
Занятие 1. Рисование «Снежок порхает, кружится»
Цель. продолжать работу по обогащению непосредственного
чувственного опыта детей в различных видах деятельности (игровой,
изобразительной).
Занятие 2. Лепка «Вкусное угощение»
Цель. развивать навык лепки предметов округлой формы круговыми
движениями рук.
Занятие 3. Рисование «Северное сияние»
Цель. познакомить с природным явлением северного сияния и
особенностями климата.
Занятие 4. Аппликация «Свитер для папы»
Цель. научить детей скатывать комочки из салфеток и укладывать их в
узор в определённой последовательности.
Занятие 5.
Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло»
Цель. вызвать интерес к созданию образа одеяла из красивых фантиков
Занятие 6. Коллективная лепка «Зернышки для воробьев».
Цель. продолжать учить детей отрывать от большого куска маленькие
комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно
приклеивать на готовую форму.
Занятие 7. Рисование зубной пастой «Снегопад»
Цель. учить создавать зимний пейзаж рисуя зубной пастой.
Занятие 8. Аппликация ватой «Зимний лес».
Цель. продолжать учить детей наклеивать вату на изображение в
соответствии с замыслом.
Занятие 1. Рисование «Вьюга»
Цель. создание выразительного образа зимней вьюги (зимнего холодного
танцующего ветра).
Занятие 2. Обрывная аппликация «Снег на дорожках»
Цель. учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки,
катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную
форму.
Занятие 3. Аппликация «Белый медведь на льдине»
Цель. закрепление знаний детей о животных Севера (белом медведе), их
внешнем виде и образе жизни в природе.
Занятие 4. Рисование «Наряди матрешку к празднику»
Цель. формирование представлений детей о русской народной игрушке —
матрёшке.
Занятие 5. Аппликация из ватных дисков «Зайчик»
Цель. познакомить детей с новым материалом — ватным диском и
способом его наклеивания.
Занятие 6. Рисование «Бабочка»
Цель. Познакомить с новой техникой рисования, учить раскрашивать по
контуру половину бабочки, загибать рисунок и получать отпечаток второй
половины.
Занятие 7. Пальчиковое рисование «Гроздья рябины».
Цель. продолжать учить детей макать пальчик в гуашь и рисовать кружки
на бумаге, создавать композицию.
Занятие 8. Лепка «Подарок папе»

30

март

апрель

май

Цель. закреплять приёмы лепки: формировать умение отделять кусочек
пластилина от общей массы.
Занятие 1. Рисование «Ваза с цветами»
Цель. Закрепление и обогащение знаний детей о разных видах
художественного творчества.
Занятие 2. Интегрированное занятие «Оденем кукол на прогулку»
Цель. Учить раскладывать узор из геометрических фигур по замыслу
детей, пользоваться клеем и салфеткой.
Занятие 3. Аппликация «Цветочек для мамочки»
Цель. продолжать учить детей отрывать от большого куска маленькие
комочки пластилина, катать их между пальцами, разминать, аккуратно
приклеивать на готовую форму.
Занятие 4. Аппликация из макарон «Барашек»
Цель. Закрепить навыки работы с природным материалом, создание
объемной аппликации.
Занятие 5. Лепка «Вот такие ножки у сороконожки»
Цель. вызвать интерес к изображению живых существ.
Занятие 6. Рисование «Постираем полотенца»
Цель. учить детей рисовать узор и украшать полотенца
Занятие 7. Интегрированное занятие «Аквариум»
Цель. Познакомить и расширить представления детей о том, что в
аквариуме живут рыбы, улитки, растения;
Занятие 8. Аппликация «Лягушка из трубочек»
Цель. Цель аппликации «Лягушка из трубочек» для младшей группы —
развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию,
совершенствование умения работать различными материалами, в том
числе трубочками.
Занятие 1. Лепка «Узоры»
Цель. формирование у детей практических умений в работе с
пластилином.
Занятие 2. Аппликация «Разноцветное солнышко»
Цель. обобщить знания ребят о личных правах и обязанностях человека,
рассказать о счастье жизни в мирной стране.
Занятие 3. Лепка «Пора в космос»
Цель. дать первоначальные представления о космосе и космическом
корабле.
Занятие 4. Аппликация «Облака»
Цель. Учить наносить нетрадиционный материал на контур рисунка.
Занятие 5. Рисование «Сосульки»
Цель. продолжать учить детей макать палочку в краску и наносить точки
на рисунок, создавать композицию.
Занятие 6. Рисование «Лебеди в пруду»
Цель. учить детей макать ладошку в гуашь и оставлять отпечаток на
бумаге.
Занятие 7. Аппликация ватой «Веточка вербы»
Цель. продолжать учить детей отрывать и приклеивать кусочки ваты,
создавать композицию.
Занятие 8. Рисование и аппликация «Почки и листочки»
Цель. учить детей передавать изменение образа: рисовать ветку с почками
и поверх почек наклеивать листочки.
Занятие 1 Обрывная аппликация «Носит одуванчики желтый сарафанчик»

31

ИТОГО

Цель. формирование интереса к аппликации через передачу красоты
окружающей природы
Занятие 2. Обрывная аппликация «Яблоня в цвету»
Цель. продолжать учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки
салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать.
Занятие 3. Лепка «Солнышко лучистое»
Цель. продолжать учить детей наносить пластилин по контуру,
раскатывать колбаски, создавать композицию.
Занятие 4. Рисование «Веселый осьминог»
Цель. Познакомить с новой техникой рисования, капнуть капельку краски
на плотную бумагу, после чего подуть на нее через соломинку с разных
сторон.
Занятие 5. Лепка «Гнездо галки»
Цель. продолжать учить детей отрывать от большого куска маленькие
комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно
приклеивать на готовую форму.
Занятие 6. Рисование «Жираф»
Цель. учить детей сминать кусочек бумаги, макать его в краску и
оставлять отпечатки.
Занятие7. Рисование «Мухомор»
Цель.Закреплять умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть
в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.
Занятие 8. Аппликация «Веселые цыплята»
Цель. продолжать учить детей аккуратно намазывать клеем готовые
формы, приклеивать их на готовые формы.
72 занятия

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ.

ПЕРВЫЙ

ГОД

ОБУЧЕНИЯ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

№
п/
п

Месяц

1

2

Сентябрь

Тема
занятия

Цель занятия

Нетрадиционное
рисование

Отпечатки
ладошек

Развитие
мелкой
моторики
рук,
знакомство
с
возможностями
отпечатков

Лепка

Создаем
животных из
пластилина

Формирование
умения
лепить
простых
фигурок,
развитие фантазии

Раздел

32

Октябрь

5

6

Ноябрь

Декабрь

9

10

Январь

11

12

Гравюра на
бумаге

Лепка

Украшаем
город
снежинками
(лепка
из
соленого
теста)

Создание
зимних
украшений, освоение
новых материалов

Домики
зимнего
города

Совершенствование
навыков вырезания и
наклеивания,
создание объемных
композиций

Кляксографи
я

Развитие
воображения
и
креативности, работа
с неожиданностью

Елочка
глины

Закрепление навыков
лепки сложных форм,
подготовка
к
празднику

Аппликация

Нетрадиционное
рисование

7

8

Нетрадиционное
рисование

Изучение
нового
метода
рисования,
стимулирование
интереса
к
экспериментировани
ю

Аппликация

3

4

Листопад

Освоение
техники
аппликации, создание
осенней композиции

Февраль

Лепка

из

Аппликация

Снежинки
своими
руками

Тренировка точности
движений, создание
симметричных
изображений

Нетрадиционное
рисование

Пейзаж
зимней
природы
методом
монотипии

Познакомить
с
техникой монотипии,
развивать
чувство
цвета

Лепка

Панно
из
пуговиц
и
пластилина

Совмещение разных
техник,
обучение
комбинированию
материалов

Аппликация

Сердца
ко
Дню
влюбленных

Развитие
художественного
вкуса, эмоциональное
раскрытие

33

Март

15

16

Апрель

17

18

Цветы весны
из соленого
теста

Воспитание любви к
природе,
совершенствование
навыков лепки

Аппликация

Солнечные
лучи

Повышение
настроения,
улучшение
цветовосприятия

Нетрадиционное
рисование

Радуга
пальчиковы
ми красками

Стимулирование
тактильных
ощущений, изучение
цветовых сочетаний

Лепка

Открыткаподарок
маме
(из
пластилина)

Развитие
чувства
благодарности,
закрепление
практических
навыков

Презентация
творческих
достижений

Подведение
итогов
учебного
периода,
демонстрация
успехов
каждого
ребенка

Нетрадиционное
рисование

13

14

Волшебные
узоры солью
и клеем

Обучение
новому
способу
декорирования
поверхностей

Май

Лепка

Итоговая
выставка
детских работ

ИТОГО

72 занятия

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».