Дополнительная общеобразовательная программа Шахматная студия

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ………………………………………....3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 4
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………….....6
1.3. Содержание программы………………………………………………………... 9
1.4. Планируемые результаты……………………………………………………….
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ…………………………………………………………………..….10
2.1. Календарный учебный
график…………………………………………………………………………...10
2.2. Условия реализации программы……………………………………………….20
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………23
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 27
Приложение 1………………………………………………………………….28
Диагностическая карта оценки результатов обучения «Уровни освоения программы по
критериям»……………………………………………………………………….…28
Приложение 2………………………………………………………………………
Календарно-тематическое планирование на первый год обучения (5-6
лет)…………………………………………………………………………………..30
Календарно-тематическое планирование на второй год обучения (6-7
лет)………………………………………………………………………………….31

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная
программа «Декоративно-прикладное
искусство» художественно-эстетической направленности разработана в соответствие
с требованиями в образовании, отраженными в следующих документах:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Постановление Главного государственного

санитарного врача РФ от
27.10.2020 г. № 32 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения» (далее СанПиН);

 Приказ

Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее Порядок);

 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020
г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 9.11.2018
г. № 196»;

 Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепцииразвития образования на
территории Свердловской области на периоддо 2035 года».
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Декоративно-прикладное искусство» соотносится с тенденциями развития
дополнительного образования и, согласно Концепции развития дополнительного
образования, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, нравственном развитии.
 Устав МБДОУ- детского сада № 121.

Образовательная деятельность в МБДОУ-детском саду № 121 строится с учетом развития
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и
физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников
образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного
образования детей. С учетом особенностей образовательного учреждения – дошкольное
образовательное учреждение детский сад с группами общеразвивающей направленности.

3

Актуальность программы
Игра в шахматы признана эффективным инструментом интеллектуального воспитания детей
старшего школьного возраста. Исследования подтверждают положительное влияние шахмат
на формирование когнитивных способностей: развивается память, пространственное
мышление, логика, внимание и аналитический склад ума. Занятия способствуют воспитанию
таких личностных качеств, как дисциплинированность, ответственность, терпеливость и
самостоятельность.
Особенность шахмат заключается также в том, что эта игра способствует формированию
социальной компетентности: дети учатся взаимодействовать друг с другом, уважительно
относиться к сопернику, признавать собственные ошибки и радоваться успехам товарищей.
Девиз Международной шахматной федерации «Мы — одна семья» подчеркивает важность
дружбы и сотрудничества даже в условиях соревнования.
Обучение шахматам в детских садах создает уникальную образовательную среду,
позволяющую

эффективно

решать важные образовательные задачи:

поддержание

устойчивого интереса к познанию, повышение мотивации к учебной деятельности,
расширение

кругозора,

укрепление

эмоционально-психологического

здоровья

и

нравственного становления ребенка.
Использование в обучении разнообразных методик и приемов, таких как игровые ситуации,
познавательно-развлекательные сказки, тематические конкурсы и турниры, обеспечивает
индивидуальный подход к каждому ребенку, развивает креативность и инициативу,
поддерживает активность и мотивацию обучающихся. Таким образом, программа является
актуальным средством гармоничного развития детей дошкольного возраста и подготовки их
к успешному школьному обучению.
Объем программы: Объем программы рассчитан на 38 недель, с нагрузкой – 2 раз в
неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности
для детей от 5-6 лет не более 25 минут, от 6-7 лет не более 30 минут.
Срок освоения программы: 2 года обучения, 76 недель.
1 год обучения – 38 недель, 31 час;
2 год обучения – 38 недель, 38 часов.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуально- групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы:
 открытые занятия;
4




участие в конкурсах;
выступления перед сверстниками и родителями.

Адресат программы: воспитанники 5-6 лет, 6-7 лет.
Количество учащихся: 10 человек в учебной группе.
Набор воспитанников свободный. Состав группы постоянный.
Так как программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (старшая и
подготовительная к школе группы), для более качественного обучения необходимо знать
психологические особенности воспитанников этих возрастных групп.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Дети в возрасте 5-6 лет находятся на этапе активного развития когнитивных способностей,
моторики и эмоционального восприятия мира. Это благоприятный период для начала
занятий шахматами, поскольку игра способствует развитию многих важных аспектов
психического развития ребенка. Рассмотрим подробнее возрастные особенности детей 5-6
лет применительно к обучению игре в шахматы.
Когнитивные способности
В этот возрастной период дети активно осваивают понятия пространства и времени,
начинают понимать последовательность действий и причинно-следственные связи.
Шахматы помогают развивать логическое мышление, способность анализировать ситуацию
и планировать шаги вперед. Ребенок учится видеть последствия своих решений и учитывать
возможные ходы противника.
Восприятие и внимание
Детям 5-6 лет сложно долго концентрироваться на одной задаче, однако шахматы
способствуют улучшению внимания и сосредоточенности. Регулярные занятия помогают
ребенку научиться удерживать внимание на игровом процессе, запоминать расположение
фигур и предугадывать развитие игры.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики является важным аспектом подготовки ребенка к школе.
Движения рук становятся более координированными, улучшается точность движений
пальцев. Игра в шахматы помогает укрепить мелкие мышцы кисти руки, развивает ловкость
и координацию.
Эмоциональное развитие
Шахматные партии требуют терпения, выдержки и умения справляться с эмоциями. Дети
учатся контролировать свои чувства, проявлять уважение к сопернику и адекватно
реагировать на поражения и победы. Эти качества важны не только в спортивной сфере, но
5

и в повседневной жизни.
Социальное взаимодействие
Обучение шахматам также способствует развитию социальных навыков. Ребёнок учится
взаимодействовать с партнёром, соблюдать правила игры, уважать мнение другого игрока.
Это формирует основы здорового социального поведения и коммуникабельности.
Дети в возрасте 5-6 лет находятся на этапе активного развития когнитивных способностей,
моторики и эмоционального восприятия мира. Это благоприятный период для начала
занятий шахматами, поскольку игра способствует развитию многих важных аспектов
психического развития ребенка. Рассмотрим подробнее возрастные особенности детей 5-6
лет применительно к обучению игре в шахматы.
Возрастные особенности детей 6-7 лет:
Возраст 6-7 лет представляет собой важный этап в развитии ребенка, характеризующийся
значительными изменениями в физическом, психологическом и социальном аспектах.
Именно в этот период многие родители задумываются о дополнительном образовании своего
ребенка, включая знакомство с такими играми, как шахматы. Давайте рассмотрим основные
возрастные особенности детей 6-7 лет и как они связаны с началом изучения шахмат.
Физическое развитие
Физически ребенок становится сильнее и выносливее. Улучшается координация движений,
мелкая моторика становится более развитой. Однако дети еще недостаточно зрелы
физически, чтобы выдерживать длительные нагрузки, поэтому важно дозировать
физическую активность и избегать переутомления.
Психологическое развитие
Психологически дети 6-7 лет отличаются повышенной активностью и любопытством. Они
любят исследовать окружающий мир, стремятся познавать новое и учиться новым навыкам.
У них развивается абстрактное мышление, улучшаются память и внимание. Вместе с тем,
уровень концентрации пока невысок, поэтому занятия должны быть разнообразными и
увлекательными.
Интеллектуальные возможности
Интеллектуально дети способны усваивать новую информацию быстрее, чем раньше. Их
мозг открыт для новых впечатлений и знаний. Обучение шахматам стимулирует развитие
памяти,

логического

мышления,

пространственного

воображения

и

творческих

способностей. Игра в шахматы позволяет развить стратегию планирования и анализа
ситуации, улучшает концентрацию внимания и повышает усидчивость.
Социальное поведение
6

Социально дети начинают осознавать свою роль в обществе, проявляют интерес к общению
со сверстниками и взрослыми. Им важно чувствовать себя частью группы, получать
одобрение окружающих. Занятия шахматами помогают развивать социальные навыки,
умение сотрудничать и конкурировать, формировать самооценку и уверенность в себе.

7

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие интеллектуальных, личностных и социальных компетенций
дошкольников средствами шахматной игры.
Задачи программы:
1. Развитие и тренировка психических процессов:
o

Обучение навыкам запоминания, сравнения, обобщения, предвосхищения
результатов собственной деятельности.

o

Стимулирование логического мышления, ориентирования на плоскости,
внимания и памяти.

o

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности, мыслительных
операций, формирования суждений и выводов.

2. Формирование познавательной активности:
o

Освоение базовых принципов шахматной игры.

o

Расширение общего кругозора и обогащение интеллектуального багажа.

3. Развития творческих способностей:
o

Активизация творческого потенциала, стимулирование воображения, фантазий
и оригинальности мышления.

4. Воспитание нравственных и коммуникативных качеств личности:
o

Воспитание

самостоятельности,

ответственности,

целеустремленности,

спокойствия, дисциплинированности и организованности.
o

Формирование уверенности в собственных силах, характера и способности
прогнозировать исход ситуаций.

o

Привитие культуры поведения в коллективе, воспитания вежливости,
тактического мышления и культурного общения с ровесниками и взрослыми.

5. Подготовительный этап перед школой:
o

Повышение готовности к школьному обучению посредством улучшения
концентрации внимания, внимательности и последовательности действий.

o

Способствование

лучшему

усвоению

школьных

предметов,

особенно

математики и логики, облегчение выполнения домашних заданий.
Программа направлена на комплексное развитие личности ребенка дошкольного возраста
путем включения шахматной игры в образовательный процесс, создавая предпосылки для
успешной адаптации и дальнейшей учебы в начальной школе.

8

1.3. Содержание программы
………………………..
1.4. Планируемые результаты
После первого года обучения (5-6 лет):
1. Теоретические знания:
o Знают историю появления шахмат и назначение всех фигур.
o Понимают правила передвижения каждой фигуры, начало и конец партии.
o Могут объяснить простые тактические идеи и основы шахматной стратегии.
2. Практические навыки:
o Правильно ставят фигуры на шахматную доску.
o Выполняют правильные ходы всеми фигурами.
o Применяют элементарные приемы нападения и защиты.
o Участвуют в турнирах и дружеских матчах.
3. Личностные изменения:
o Формируются навыки концентрации внимания и повышения уровня
усидчивости.
o Проявляется стремление достигать цели, побеждать и достойно воспринимать
неудачу.
o Улучшается
восприятие окружающего мира, формируется чувство
справедливости и уважения к правилам.
4. Коммуникативные компетенции:
o Овладевают культурой общения с партнером по игре.
o Приобретают навыки совместной деятельности и участия в командных
мероприятиях.
После второго года обучения (6-7 лет):
1. Расширение теоретических знаний:
o Глубже понимают принципы дебюта, миттельшпиля и эндшпиля.
o Усваивают разнообразные дебютные варианты и знают распространенные
ловушки.
o Используют концепцию оценки силы позиции и формулируют собственные
планы игры.
2. Повышение практических навыков:
o Грамотно применяют ранее изученные тактические приемы и комбинируют их.
o Эффективно планируют атаку и защиту, оценивают риски и выгоды от
сделанных ходов.
o Легко записывают партию, умеют читать и воспроизводить партии соперников.
3. Усиление личностных изменений:
o Развиваются самостоятельность, ответственность, упорство и инициативность.
o Укрепляются волевые качества, формируются навыки саморегуляции эмоций.
o Создается устойчивое желание самосовершенствования и преодоления
трудностей.
4. Продвижение коммуникативного опыта:
o Самостоятельно участвуют в турнирах разного уровня, соблюдая этику
игрового поведения.
o Учатся анализировать и конструктивно критиковать собственную игру и чужие
партии.
o Получают навыки управления собственным временем и соблюдением графика
тренировок.
Эти планируемые результаты обеспечивают полноценное освоение основ шахматной игры.
9

Форма представления результатов
 Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
 конкурсы.
Эффективность реализации Программы отслеживается посредством модели мониторинга
результативности образовательной деятельности воспитанника, ориентированной на задачи
Программы (Приложение 1)
Цель диагностики – выявление уровня обученности усвоения при прохождении курса
программы и проведение анализа.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие
виды мониторинга:
Промежуточный (декабрь)
Итоговый (апрель).
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.

2.1. Календарный учебный график
Это составная часть программы, являющейся комплексом основных характеристик
образования. Календарный учебный график определяет количество учебных недель,
количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных
периодов/этапов. Календарный учебный график составляется для каждой группы
воспитанников на новый учебный год. Заполняется по форме и является приложением к
программе.
Учебный план дополнительной образовательной деятельности разработан, основываясь
на:

 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ.
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020
г. № 32 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения».
Календарный учебный график
Содержание

старшая группа
(5-6 лет)
Количество возрастных групп
1
Начало учебного года
01 сентября 2025 г
Окончание учебного года
29 мая 2026 года
Продолжительность учебного года всего, в 38 недель
том числе:
1-е полугодие
17 недель
2-е полугодие
21 недель
Длительность НОД в мин
25 мин.
во второй половине дня
Объем НОД в неделю (мин)
2 (50 мин)
Объем НОД в год
Сроки
проведения
достижения
детьми

76
(31 ч.)
мониторинга 13.10.25-17.10.25
планируемых 11.05.26-15.05.26
10

результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы: водная
диагностика/ итоговая диагностика
Праздничные (выходные) дни
Согласно
производственному
календарю

Содержание

Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Количество возрастных групп
1
Начало учебного года
01 сентября 2025 г
Окончание учебного года
29 мая 2026 года
Продолжительность учебного года всего, в 38 недель
том числе:
1-е полугодие
17 недель
2-е полугодие
21 недель
Длительность НОД в мин
25 мин.
во второй половине дня
Объем НОД в неделю (мин)
2 (60 мин)
Объем НОД в год

76
(38 ч.)
Сроки
проведения
мониторинга 13.10.25-17.10.25
достижения
детьми
планируемых 11.05.26-15.05.26
результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы: водная
диагностика/ итоговая диагностика
Праздничные (выходные) дни
Согласно
производственному
календарю
Тематика курса

1.

ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания:
«Горизонталь».
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной
доски кубиками.
«Вертикаль».
То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий.
11

«Диагональ».
То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2.

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания:
«Волшебный мешочек»
В непрозрачном мешочке все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается
определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка».

12

Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети угадывают.
«Секретная фигура»
Все фигуры стоят на столе воспитателя

в один ряд, дети по очереди называют все

шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия
этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай»
Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая
фигура загадана.
«Что общего?»
Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи
друг

на

друга.

Чем

отличаются?

(Цветом,

формой.)

«Большая и маленькая»
На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону.
Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания:
«Мешочек»
Дети

по

одной

вынимают

шахматные

фигуры

и

расставляют

начальную позицию.
«Да и нет»
Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры
рядом

в

начальном

положении.

«Мяч»

13

Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
«Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение верно, то мяч
следует поймать.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение»— важнейшая игра курса.
У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико- синтетическая
функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще
всего фигура против фигуры). Выигрывает

тот,

кто

побьет

все

фигуры

противника.

«Один в поле воин»
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске,
уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными,
недвижимыми).

«Лабиринт»
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых»
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых»

14

Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения
по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь»
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски.
«Захват контрольного поля»
Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою
фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки,
находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля»
Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры»
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться
под боем.
«Двойной удар»
Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие»
Из

нескольких

возможных

взятий

надо

выбрать

лучшее

—

побить

незащищенную фигуру.
«Защита»
Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру»
Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли
одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности»

15

Это

разновидность

«игры

на

уничтожение»,

но

с «заминированными»

полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание.
Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные,
как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры
и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные
реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При
этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно
способствуют тренингу образного и логического мышления.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах»
Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под
шахом или нет.
«Дай шах»
Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов»
Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха»
Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат»
Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному
королю.
«Первый шах»
Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит
первый шах.

16

«Рокировка»
Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
«Два хода»
Для того чтобы ребёнок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом
следующим образом: на каждый ход педагога ребёнок отвечает двумя своими ходами.
Календарно-учебный график занятий по обучению игре в шахматы детей 5-6 лет
Первый год обучения
Количество
Месяц

Тема
«Знакомство

Сентябрь

занятий

с

шахматной

Дать

доской»

шахматной доске

«Горизонтали
Октябрь

Цель

и

вертикали»

представление

с

горизонтальными

и

вертикальными линиями
на доске

«Диагональ»
«Знакомство

Ноябрь

8

Познакомить

Научиться
Октябрь

о

4
различать

диагонали на доске

4

с

фигурами.

Ознакомление с пешкой и

Пешка»

её возможностями

4

Изучение возможностей
Ноябрь

«Ладья»

Ладьи

4

Изучение Ферзя и его
Декабрь

«Ферзь»

характеристик

17

4

Знакомство
Декабрь

«Конь»

с

особенностями коня
Рассмотрение

Январь

«Король»

4
роли

Короля и форматов атаки

8

Закрепление
Февраль

«Расположение

расположения фигур на

фигур»

доске
Объяснение

Февраль

Март

4
концепции

«Что такое шах?»

шаха и спасения короля

«Способы

Продолжаем знакомиться

ухода

от шаха»

4

с защитой короля

8

Введение понятий «мат»
Март

«Мат и пат»

и «пат»

8

Учимся ставить мат на
Апрель

«Ставим мат»

малой доске
Подводим

Апрель

Май

4
итоги

по

«Игровая теория»

освоению шахмат

«Шахматный

Закрепляем

КВН»

знания в игровой форме

4

полученные
8

Всего за год: 76 занятий
Календарно-учебный график занятий по обучению игре в шахматы детей 6-7 лет
Количество
Месяц

Тема

Цель

занятий

Вспоминаем
Сентябрь

Сентябрь

и

«Страна

закрепляем

шахматных чудес»

шахмат

«Игра

Играть двумя фигурами,

уничтожение»

на

основы

учит самостоятельности

18

4

4

«Один
Октябрь

в

поле

воин»

Изучаем

возможности

Ладьи

4

Учит защищаться однойОктябрь

«Защита участка»

двумя фигурами
Узнать

Ноябрь

«Рокировка»

4
понятие

рокировки и её видов

4

Управляем ходом игры с
Ноябрь

Декабрь

Декабрь

«Контроль полей»

помощью слона

«Вежливые

Играем

слоны»

проходим лабиринты

«Шахматная

Записываем

нотация»

используем нотацию

слонами,

партии

Осваиваем
Январь

«Квадрат пешки»

Февраль

Март

8

оппозиции

и

4

Начинаем

игру,

выбираем

лучшие

плохие ходы»

дебюты

«Мир

Ищем

комбинаций»

шахматные решения

4
элегантные

мельницы,

комбинаций»

двойного шаха

вилки

и
4

интересные

«Этюды и задачи»

шахматные задачи

«Ещё

Продолжаем

больше

4

секреты

«Больше

Решаем
Апрель

4

понятие

Открываем
Март

и

квадрата пешки

«Оппозиция»

«Хорошие

4

правило

Новое
Февраль

4

4

решать

Апрель

этюдов»

этюды и задачи

4

Май

«Телом

Используем физические

8

19

здоровыми, духом

упражнения,

сильными!»

энергично

играем

Всего за год: 76 занятий

2.2.

Условия реализации программы

Формы аттестации
Оценка качества реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы включает в себя: первоначальную диагностику, текущий мониторинг,
промежуточный мониторинг и итоговый мониторинг обучающихся.
Каждый из видов мониторинга имеет свои цели, задачи и формы.
Первоначальная
диагностика учитывается
индивидуальные
психологические
особенности воспитанников.
Текущий мониторинг. Осуществляется регулярно педагогом, пометки выставляются в
журнал наблюдения. В них учитываются:
 отношение учащегося к занятиям, его старание, прилежность;
 качество выполнения заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности на занятии;
 темпы продвижения.
Промежуточный мониторинг определяет успешность развития учащегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе.
При прохождении итогового мониторинга выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Требования к
содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются педагогом самостоятельно.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения в форме выставки поделок.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Для успешной реализации Дополнительной общеобразовательной программы «Шахматная
студия» должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
 Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
 Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
 Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
 Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу
и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
 Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
 Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
20

 Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
 Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении
их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Компетенции педагогического работника
1. Обеспечение эмоционального благополучия через:
• непосредственное общение с каждым ребёнком
• уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям
2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности, материалов
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности
3. Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности
здоровья
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками
4. Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития
каждого воспитанника, через:
• создание условий для овладения культурными средствами деятельности
• организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения,
фантазии и детского творчества
• поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства
• оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение
педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию
образования и оптимизацию работы с группой детей.
5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного
вовлечения
их в образовательный процесс, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи.
КАДРОВЫЕ
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ШАХМАТНАЯ СТУДИЯ»
Фамилия,
имя, Образование
Квалификационная повышение
отчество
категория
квалификации
педагогического
работника
Ортюкова
Наталья 2020 г., ФГБОУ ВО высшая
МБУ
ИМЦ
Анатольевна
"Екатеринбургский Дом
"УрГПУ", бакалавр
Учителя", 22.04.2025 Педагогическое
22.04.2025
образование,
"Формирование
предпосылок
21

1993г.,
Екатеринбургское
областное
педагогическое
училище №1.

функциональной
грамотности
дошкольников", 24 ч.

у

ОДПО ООО "Центр
непрерывного
образования
и
инноваций" , 01.08.2023
- 15.08.2023
"Содержание, освоение
и актуальные вопросы
федеральной
образовательной
программы
дошкольного
образования (ФОП ДО),
72 ч.
ООО
"Инфоурок",
02.08.2021 - 25.08.2021
"Скоростное
чтение",
108 ч.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ШАХМАТНАЯ СТУДИЯ»

Материал
«Шахматы»
набор
шахматных фигур
Стол, стул

Количество
3

Магнитная шахматная доска

1

2.3. Формы

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

Примечание
Для работы педагога, работы детей
Индивидуальное
рабочее
ребенка
Для работы педагога и детей

5,10

аттестации/контроля

и

место

оценочные

материалы.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды и формы контроля:
Текущий контроль: наблюдение за процессом освоения шахмат детьми. Беседы по
изученным темам занятий («Что нового узнали?»). Практические занятия с решением
конкретных игровых ситуаций. Соревнования среди учеников класса в решении
простых позиций и партий на скорость решения заданий.
22

Промежуточная (итоговая) аттестация: открытое занятие, демонстрирующее уровень
овладения материалом программы, проводимое перед родителями и педагогическим
коллективом.
Оценочные материалы:
Оценочные материалы по ДООП шахматы для детей 5-7 лет.
Итоговая аттестация обучающихся:
Теоретические задания. 1. 2. 3. 5. 1.


Знание понятия «шах». «Шах» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.



Знание понятия «мат».



«Мат» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.



Знание понятия «пат».



«Пат» - это:
- это нападение на короля, от которого нет спасения;
- это положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право хода,
не может им воспользоваться;
- это нападение на короля.



Знание понятия «вилка».
«Вилка» - это…:
- это двойной удар любой из фигур;
- это двойной удар, который делает конь или пешка;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за
которой спрятана другая фигура.



Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых. Выбрать тот
ответ, который доказывает, что партия закончилась выигрышем белых:



- 1-0; - ½-½; -0-1.
23

Практические задания.
Умение ходить фигурами. Показать ход той или иной фигуры на доске из положения,
которое поставил педагог.
Умение убивать шахматные фигуры соперника. 2. 17 Учащимся предлагается простая
позиция на доске, где они должны выяснить, можно ли убить какую-нибудь фигуру
соперника или нет, например, может ли белая ладья бить слона?: 3. 4. 5.
Умение ставить «шах». Шах королю: Умение ставить «мат».
Мат в 1 ход:
Умение видеть «пат». Определить шах или мат на доске.
Оценка результатов: за одно правильное решение 1 балл.
Всего 10 баллов. 8-10 баллов – высокий уровень; 5-7 баллов – средний уровень; 0-4
балла – низкий уровень.
Дидактические игры и задания "Горизонталь".
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной
доски кубиками (пешками и т. д.). "Вертикаль".
То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.



"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.



«Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные
фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.



"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.



"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее;
вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет". "Угадай". Педагог загадывает про
себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.



"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они
похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) "Большая и маленькая". На
столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в
сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.



"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки,
(фрагмента игрового поля) и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном
положении.
24



"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
"Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то
мяч следует поймать.



"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний
план действий, развивается аналитико синтетическая функция мышления и др. Педагог
играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры).
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.



"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, 19
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные
фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).



"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.



"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом
черных фигур.



"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась
под ударом черных фигур.



"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.



"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.



"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих
сторон не имеет победителя.



"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную
фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.



"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.



"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.



"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.



"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных
они проиграли одну из своих фигур.



"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с
"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.



"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:
25

стоит ли король под шахом или нет.


"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Пять шахов". Каждой
из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.



"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.



"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики 20 должны
определить: дан ли мат черному королю.



"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.



"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.



"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он
играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя
своими ходами. Итоговая аттестация обучающихся: Теоретические задания. 1. 2. 3. 5.
1.

26

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гик Е.Я., Гуревич И.С. «Занимательные шахматы для малышей». Москва: РИПОЛ
классик, 2018 г.
2. Сухин И.Г. «Волшебные приключения шахматных фигурок». Ростов-на-Дону: Феникс,
2019 г.
3. Костров В.В. «Шахматный учебник для маленьких чемпионов». Санкт-Петербург:
Литера, 2020 г.
4. Шароватов А.А. «Играй и побеждай!» Екатеринбург: Банк культурной информации,
2019 г.
5. Юдович Н.Н. «Путешествие в страну Шахматия». Москва: Эксмо, 2019 г.
6. Закирова Т.Р. «Весёлые шахматы. Учимся играя». Новосибирск: Детская книга, 2020 г.
7. Цукерман В.И. «Школа начинающего шахматиста». Челябинск: Урал LTD, 2018 г.
8. Скрипченко В.Б. «Детские шахматы. От азов к мастерству». Саратов: Детгиз, 2019
г.
9. Корнев Б.П. «От первой пешки до победы короля». Ярославль: Академия Холдинг, 2020
г.

27

Приложение 1
Диагностическая карта (теоретическая часть)
ФИО
учащегося

Задание 1 Задание
("Шах")
2
("Мат")

Задание
3
("Пат")

Задание 4
("Вилка")

Задание 5
("Результат
партии")

Уровень
освоения

Диагностическая карта (практическая часть)
ФИО
учащегос
я

Практическо Практическо
е
задание е задание
(Убить
(Ход фигур)

Практическо
е
задание
(Постановка

фигуру)

28

Практическо
е
задание
(Постановка
мата

Уровень
освоени
я

Приложение 2
Календарно-тематической планирование занятий по обучению игре в шахматы
детей 5-6 лет

Месяц
Неделя
Сентябрь
1-4
Октябрь
1-2

Октябрь
3-4
Ноябрь
1-2

Ноябрь
3-4

Тема

Цель

«Знакомство
шахматной
доской»
« В гостях
Горизонталика
Вертикалика»

«Диагональ»

Кол-во
занятий

с Дать
детям
представление
о 8
шахматной доске, как
игровом
поле для шахмат.
у Познакомить детей с линиями на 4
и
шахматной
доске,
поупражнять
их
в
быстром,
правильном
нахождении
вертикалей и горизонталей.
Учить детей видеть диагональ на 4
шахматной доске, не путать её с
другими линиями.

«Знакомство
шахматными
фигурами.
Пешка»

с Познакомить
детей
с 4
шахматными
фигурами
Сформировать у детей понятие о
пешке,
способах её
передвижения.
«Бесхитростная
Дать представление о новой фигуре, 4
фигура
– способах действий и её ценности.
ЛАДЬЯ»

Декабрь
1-2

«Могучая
фигура
ФЕРЗЬ»

Дать представление о новой фигуре, 4
способах действий, её ценности
и
взаимодействии с
другими фигурами.

Декабрь
3-4

«Прыг,
вбок»

Январь
1-4

«Король
жаждет боя»

скок

и Дать представление о новой фигуре, 4
способах действий, её ценности
и
взаимодействии с
другими фигурами.
Дать представление о новой фигуре, 8
способах действий, её ценности
и
взаимодействии с
другими фигурами.

29

Февраль
1-2

«Ворота
Каиссии»

Закрепить представления детей о 4
расположении чёрных и белых фигур
на доске.

Февраль
3-4

«Шах
это?»

–

что

Сформировать понятие о шахе, как о 4
ситуации нежелательной для короля,
научить детей выводить «короля изпод шаха».

Март
1-2

«Шах
это?»

–

что

Продолжать
формировать
4
понятие о шахе, как о ситуации
нежелательной для короля, научить
детей выводить «короля
из-под шаха» разными способами.

Март
3-4

«Мат и пат»

Дать детям определение «мат» и
«пат». Научить
детей ставить
мат на малоклеточной доске.

Апрель
1-2

«Мат и пат»

Продолжать формировать у детей 4
понятие «мат» и «пат». Научить детей
ставить мат на
малоклеточной доске.

Апрель
3-4

«Шахматная
страна»

Подвести итог определения, что такое 4
шахматная
игра,
закрепить
полученные знания и умения
играть в шахматы.

Май
1-2

«Шахматный КВН» Закрепить полученные знания о 8
шахматах, вызвать интерес и желание
играть в шахматы.

30

4

Календарно-тематическое планирование занятий по обучению игре в шахматы
детей 6-7 лет
Месяц
Тема
Неделя
Сентябрь
«В
стране
1-2
шахматных чудес»

Цели

Кол-во
занятий
Закрепить у детей интерес к игре в 4
шахматы,
понятийные
знания;
активизировать
мыслительную
деятельность
дошкольников;
вырабатывать у ребят настойчивость

Сентябрь
3-4

«Игра
уничтожение»

Октябрь
1-2

«Один
воин»

Октябрь
3-4

«Защита
Закрепить представление о ладье, способах 4
контрольного поля» её передвижения, «веса». Учить детей с
помощью одной, двух фигур
защищать
выделенный
участок шахматной доски.

Ноябрь
1-2

«Как
похудела»

Ноябрь
3-4

«Захват
Закрепить представление о слоне, туре, 4
контрольного поля» способах его передвижения,
«веса». Учить детей, на примере слона фигуры, за минимальное число ходов,
проходить до определённой клетки
шахматной доски;
вырабатывать
у
ребёнка спокойствие.

в

на

Сформировать у детей внутренний план 4
действий,
аналитикосинтетическую
функцию действий.
Учить детей играть ограниченным числом
фигур (одна или две).

поле

Закрепить представление о ладье, способах 4
её передвижения, «веса». Учить детей,
на примере ладьи,
«побивать» все фигуры противника.

Ладья

Познакомить
с
понятием
4
«рокировка»,
её
разновидностями;
развивать наблюдательность и внимание;
расширять
кругозор
дошкольников;
показать изящество и
красоту
отдельных
ходов;
вырабатывать у ребёнка выдержку.

31

Декабрь
1-2

«Вежливые слоны»

Учить детей, играя лишь одними фигурами 4
– на примере слонов (слон против слона,
два
слона
против одного, два слона
против двух) проходить «лабиринт» до

определённого поля на доске.

Декабрь
3-4

«Шахматная
нотация»

Закрепить понятие «шахматная нотация»; 4
учить
записывать
шахматные
партии; учить
ориентироваться
на
плоскости;
вырабатывать у детей волю; показать
изящество и красоту шахматных
комбинаций;
тренировать память и внимание.

Январь
3-4

«Волшебный
квадрат»

Познакомить детей с понятием
8
«квадрат пешки» и правилом квадрата;
продолжать развивать интерес к миру
шахмат; тренировать логическое
мышление;
вырабатывать
у
ребёнка
спокойствие; обогащать детскую
фантазию.

Февраль
1-2

«Спасительница
оппозиция»

– Познакомить детей с понятием
4
«оппозиция» к королю с пешкой;
пополнять знания учащихся; заставлять
восхищаться
удивительной игрой; вырабатывать у детей
уверенность в своих силах.

Февраль
3-4

«Непобедимый»

Продолжать развивать интерес к миру 4
шахмат; разъяснить
как правильно
начинать игру и играть дебют; рассмотреть
«хорошие и плохие» ходы в шахматной
игре; вырабатывать у детей стойкий
характер;
активизировать
мыслительную
деятельность
дошкольников;
приносить
эстетическое наслаждение от игры.

32

Март
1-2

«Волшебный
комбинаций»

мир

Продолжить
знакомить
4
дошкольников с миром комбинаций
(«мельница», «вилка», двойной шах,
матовый
финал);
показать
волшебство,
изящество
и
красоту
шахматных
комбинаций;
продолжать учить ориентироваться
на
плоскости;
тренировать
наблюдательность и внимание.

Март
3-4

«Волшебный
комбинаций»

мир

Сформировать у детей
понятия:
4
«мельница», «вилка», двойной шах,
матовый финал; учить понимать о чём идёт
речь; показать волшебство, изящество и
красоту
шахматных
комбинаций;
продолжать учить ориентироваться
на
плоскости;
тренировать наблюдательность и внимание.

Апрель
1-2

«Реши
этюд, Учить дошкольников решать различные 4
отгадай задачу – шахматные этюды и задачи; учить более
сыщешь удачу»
разумно и рационально распоряжаться
небольшими
шахматными
силами,
достигать выигрыша или добиваться
ничьей, находить выход из безнадёжных
положений с честью; продолжать развивать
интерес к миру шахмат; вырабатывать у
ребёнка настойчивость и выдержку;
расширять кругозор.

Апрель
3-4

«Реши
этюд, Продолжать учить дошкольников решать 4
отгадай задачу – различные шахматные этюды и задачи;
сыщешь удачу»
учить более разумно
и
рационально
распоряжаться
небольшими
шахматными силами, достигать выигрыша
или добиваться ничьей, находить выход из
безнадёжных положений с честью;
продолжать развивать интерес к миру
шахмат; вырабатывать у
ребёнка
настойчивость и выдержку; расширять
кругозор.

33

Май

«Здоровые

1-4

телом –
духом!»

Закреплять,

используя

физические

сильные упражнения,
передвижения
всех 8
шахматных
фигур;
учить
восхищаться
удивительной
игрой;
вырабатывать у детей уверенность в своих
силах и стойкий характер; развивать
фантазию, воображение,
творческий потенциал детей.

34

35

36

37

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».