СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ………………………………………………………3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………...3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………………….6
1.3. Содержание программы……………………………………………………………………8
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………………………12
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ…………………………........13
2.1. Календарный учебный график……………………………………………………………13
2.2. Условия реализации программы………………………………………………………….16
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………................18
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………19
Приложение 1……………………………………………………………………………...20
Диагностическая карта оценки результатов обучения «Уровни освоения программы по
критериям»……………………………………………………………………………………..21
Приложение 2……………………………………………………………………………
Календарно-тематическое
планирование
на
первый
год
обучения
(5-6
лет)……………………………………………………………………………………………...21
Календарно-тематическое планирование на второй год обучения (6-7 лет)..…………….25
2
1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Грамотейка» естественнонаучной направленности разработана в соответствие
требованиями в образовании, отраженными в следующих документах:
с
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. № 28 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.09.2020
г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 9.11.2018 г.
№ 196»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Грамотейка» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и,
согласно Концепции развитиядополнительного образования, способствует удовлетворению
индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии.
Устав МБДОУ- детского сада № 121.
Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие
детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических
особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных
отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. С
учетом особенностей образовательного учреждения – дошкольное образовательное учреждение
детский сад с группами общеразвивающей направленности.
Актуальность программы «Грамотейка» заключается в том, что вопросы подготовки
учащихся к школе приобретают все большее значение. Школа и родители заинтересованы в том,
чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению чтению.
Актуальность разработки «Грамотейки» обусловлена поиском путей совершенствования
процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста, с учетом
тенденций развития всей образовательной системы, предполагающей единство дошкольного,
дополнительного и начального общего образования.
3
Новизна программы состоит в том, что она построена в соответствии с основными
принципами дифференцированной работы со старшими дошкольниками, разработана на основе
авторской системы обучения чтению Евгении Фаловской.
Особенность программы заключается в том, что система дополнительных заданий
направлена на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, грамотной и
связной речи, что позволяет учащимся овладеть навыками уверенного чтения целыми словами.
Формирование и совершенствование навыков чтения способствует применение разнообразных
способов чтения, направленных на совершенствование плавного слогового чтения. На развитие
фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза положительно влияет
наличие множества заданий по выделению звука из состава слова, определению его места,
«соседей» звука, по составлению звуковых схем и моделей слова.
К старшему дошкольному возрасту у учащегося формируется произвольность речи,
совершенствуется фонематическое восприятие, способность ощутить условность словарного
обозначения предметов и явлений, отделить слово от его непосредственного смыслового
содержания. Идет процесс перехода от дошкольного к началам школьного мировоззрения, и при
специальном обучении в составе группы учащийся способен овладеть навыками первоначального
чтения, проявлять самостоятельную познавательную активность в процессе обучения через
игровую деятельность.
Объем программы: 54 часа. Объем программы рассчитан на 38 недель, с нагрузкой – 2
раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности
для детей от 5-6 лет не более 25 минут, для детей от 6-7 лет не более 30 минут.
Срок освоения программы: 2 года обучения, 76 недель.
1 год обучения – 38 недель, 31 часа;
2 год обучения – 38 недель, 38 часов;
-
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуально- групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: Формы подведения итогов:
- открытые занятия,
- участие в конкурсах,
выступления перед сверстниками и родителями.
Адресат программы: учащиеся 5-7 лет.
Количество учащихся: 12 человек в учебной группе.
Набор учащихся свободный. Состав группы постоянный.
Возрастные особенности:
Возрастные особенности детей 5-6 лет
К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,
которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребенок
хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два
4
оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный); может рассказать, чем отличаются
геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое
количество предметов. Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10
предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку
геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на
листе бумаги. Освоение времени все еще не совершенно: не точная ориентация во временах года,
днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны
яркие события).
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не
очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребенок
этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать
несколько фигур определенной формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и
заштриховать их определенным образом). Объем памяти изменяется не существенно.
Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные
приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки). В 5-6
лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку
решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей
и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без
практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и
целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребенок нередко
может решать в уме.
Возрастные особенности детей 6-7 лет:
В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать
ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем,
чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и 9 явлений.
Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного
лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к
практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов
(сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного
признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого,
непосредственно не наблюдаемого признака. Например, упорядочивание изображений видов
транспорта, в зависимости от скорости их передвижения. Классифицируют изображения
предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Например, по
родовидовой принадлежности («мебель», «посуда», «Дикие животные»). Возможность успешно
совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на 7 году жизни в
процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за
взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к
появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлеченными,
теоретическими, они сохраняют еще тесную связь с его непосредственным опытом. Часто первые
свои понятийные обобщения ребенок делает, исходя из функционального назначения предметов
или действий, которые с ними можно совершать. К концу дошкольного возраста ребенок обладает
высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка
Начиная с 5-х летнего возраста, в основу положены такие дидактические принципы, как
переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала,
5
который подобран с учетом актуальности той или иной темы для учащихся старшего
дошкольного возраста.
Методики, приемы, технологии и формы работы, используемые педагогом в процессе
реализации программы, подобраны в соответствии с особенностями физиологии и психологии
ребенка.
Конспекты занятий содержат большое количество кроссвордов, загадок, стихотворений и
игр, причем грамматические и лексические задания «вплетены» в стихотворный текст.
К 6-ти годам практически все занятия строятся на различных игровых сюжетах.
Упражнения и задания даются не от лица педагога, а различных сказочных персонажей этого
занятия. Упражнения, развивающие игры, тематические и динамические разминки, зрительная
гимнастика органично подходят к сюжету занятий.
На занятиях используются здоровьесберегающие методики: зрительная гимнастика, смена
статичных и динамичных поз, динамические разминки, голосовые и дыхательные упражнения,
упражнения на расслабление и снятие напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, подвижные
игры речевого характера, упражнения для развития мелкой и общей моторики.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование элементарных навыков слогового чтения учащихся через
игровую деятельность.
Задачи. Обучающие:
1. Сформировать элементарные навыки слогового чтения.
2. Актуализировать знания о звуках и буквах алфавита.
3. Научить составлять предложения с заданным количеством слов, а также различным
способом делением слов на слоги, пользуясь моделями слов и слогов.
4. Научить выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).
Развивающие:
1. Развить логическое и ассоциативное мышление, зрительного и слухового внимания,
памяти; фонематического слуха и восприятия.
2. Развить звукобуквенный и слоговый анализы и синтез.
3. Развить навыки плавного слогового чтения.
4. Развить коммуникативную, регулятивную функции речи.
Воспитательные:
1. Сформировать устойчивый интерес к обучению.
Сформировать навыки коллективного взаимодействия.
Задачи программы по возрастным группам
Задачи 5-6 лет:
Предметные результаты:
умение читать слова, предложения, небольшие тексты;
умение характеризовать звуки речи и знают их обозначения буквами;
умение делить слова на слоги, пользуясь моделями слов и слогов;
умение выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова);
развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов;
развитие навыков плавного слогового чтения.
Метапредметные результаты:
6
развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и слухового
внимания, памяти; фонематического слуха и восприятия;
развитие коммуникативной и регулятивной функции речи.
Личностные результаты:
сформированность устойчивого интереса к обучению;
владение навыками коллективного взаимодействия.
Ожидаемые результаты обучения:
Образовательные:
Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному
школьному обучению:
В конце обучения дети должны показать следующие умения и по разделам программы:
уметь характеризовать звук с опорой на артикуляцию: гласный, согласный, согласный
мягкий, твердый, согласный звонкий- глухой.
уметь давать сравнительную характеристику звукам; уметь выделять начальный ударный
гласный звук в слогах и словах; џодбирать слова (картинки) на заданный звук;
уметь определять место звука н слоне; начало, середина, конец:
должны иметь представление о звуках, слогах, словах и предложениях;
делить слова на слоги, предложения на слова; выполнять звуковой анализ слогов, с
выкладыванием схемы; уметь составлять звуковые схемы и анализировать их;
уметь выполнять анализ слов, состоящих из трех звуков.
Развивающие:
Овладение начальными навыками слогов, коротких слов;
Сформированность навыков. которые позволят ребёнку овладеть не только чтением, но и
подготовят его к более сложному виду письменной речи - письму.
Воспитательные (личностные):
Самостоятельность, дисциплинированность.
Задачи 6-7 лет:
Образовательные (предметные):
В конце обучения дети должны показать следующие умения и по разделам программы:
уметь характеризовать звук с опорой на артикуляцию: гласный, согласный, согласный
мягкий, твердый, согласный звонкий- глухой.
уметь давать сравнительную характеристику звукам; уметь выделять начальный ударный
гласный звук в слогах и словах; џодбирать слова (картинки) на заданный звук;
уметь определять место звука в слове; начало, середина, конец:
Развивающие (метапредметные):
Расширение приобретённых познавательных и творческих способностей.
Развитие нестандартного мышления.
Дальнейшее развитие активного словарного запаса и выражений.
Воспитательные (личностные):
Совершенствование навыков общения, коммуникативных компетенций.
Овладение этическими нормами общения и поведения.
Овладение навыками групповой деятельности.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ожидаемые результаты обучения:
Образовательные (предметные):
7
умение читать слова, предложения, небольшие тексты;
умение характеризовать звуки речи и знают их обозначения буквами;
умение делить слова на слоги, пользуясь моделями слов и слогов;
умение выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова);
развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов;
развитие навыков плавного слогового чтения.
Развивающие (метапредметные):
Расширились познавательные и творческие способности.
Пополнился активный словарный запас и выражений.
Воспитательные (личностные):
Владеет навыками общения, коммуникативными компетентностями.
Владеет навыками групповой деятельности и индивидуальной работы.
Владеет этическими нормами общения и поведения.
1.3 Содержание программы
Учебный (тематический) план первый год обучения (5-6 лет)
Количество часов
№
Наименование раздела, темы
1. Знакомство с предложением,
слогом, с односложными словами
Введение в образовательный
1.1.
модуль.
Знакомство
с
понятиями звук, буква.
Знакомство с понятиями слово,
1.2.
слог
Закрепление знаний о слоге.
1.3.
Знакомство с односложными
словами
2. Звукобуквенный этап
Дифференциация
гласных
2.1.
звуков от согласных
Гласные звуки А,У,О, буквы
2.2.
А,У,О
Согласный звук М (Мь), буква
М. Закрепление знаний
2.3.
об изученных буквах и звуках
(А,О,У)
2.4.
Согласный звук С(Сь), буква С
Закрепление знаний о звуках и
буквах А, О, У, М, С.
2.5.
Дифференциация гласных от
согласных звуков
Звуки Х (Хь), Щ, Л (Ль), буквы
2.6.
X, Ш, Л
2.7.
Дифференциация Л — ЛЬ
2.8.
Гласный звук Ы, буква Ы
Звук Н(Нь), Р (Рь), К (Кь), П
2.9.
(Пь), Т (Ть), буква Н, Р, К, П, Т
Всего
Практика
Теория
8
4
4
2
1
1
2
1
1
4
2
2
56
50
6
2
1
1
5
5
-
2
2
-
8
1
1
-
2
2
-
3
3
1
1
1
1
6
3
3
Формы
контроля/
аттестации
Игровое
тренировочное
упражнение
Игровое
тренировочное
упражнение
2.10.
Закрепление
знаний
об
изученных
гласных
и
согласных
звуках.
Гласный звук И, буква И
Согласный звук В (Вь), буква В
Согласный звук 3 (ЗЬ), буква 3
Дифференциация звуков С—3
Согласный звук Ж, буква Ж
Дифференциация Ш—Ж
Согласный звук Б (Бь), буква Б
Согласный звук Г(Гь). буква Г
Дифференциация звуков Г—К
Согласный звук Д (ДЬ), буква Д
Звук Й, буква Й.....
Дифференциация звуков и букв
И и Й.
Буква Е, Ь, Я, Ю, Е, Э
1
1
-
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
2
2
-
10
9
Согласный звук Ц, буква Ц
Согласный звук Ф(Фь), буква
Ф
Согласный звук Ч, буква Ч
Согласный звук Щ (Щь), буква
Щ
Закрепление знаний о звуках и
буквах, слове и слогах, о
составе предложения.
2
1
1
1
2
2
-
2
2
-
2
2
-
1
1
-
3. В библиотеке
Работа с известными детскими
3.1.
книгами
Классификация известных и
3.2.
неизвестных букв на стеллажах
с книгами
Работа
по
сюжетным
3.3.
картинкам
Чтение названий произведений
3.4.
известных детских авторов
Промежуточная
(итоговая)
4.
аттестация
ИТОГО
8
6
2
1
1
-
2
1
1
2
1
1
2
2
-
1
1
-
72
60
12
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
2.15.
2.16.
2.17.
2.18.
2.19.
2.20.
2.21.
2.22.
2.23.
2.24.
2.25.
2.26.
2.27.
2.28.
9
Игровое
тренировочное
упражнение
Самостоятельн
ая работа
Учебный (тематический) план на втором году обучения (6-7 лет)
№
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
Вводные занятия.
Подготовительный период.
Гласные звуки а, о, и, ы, у, э.
Буква А а
1
1
Практик
а
0
2
1
1
3
Гласные звуки а, о, и, ы, у, э.
Буква У у
2
1
1
4
Гласные звуки а, о, и, ы, у, э.
Буква О о
2
1
1
5
Звуки [м] [м`] буква М м
2
1
1
6
Звуки [с] [с`] буква С с
2
1
1
7
Звуки [х] [х`] буква Х х
2
1
1
8
Закрепление пройденных звуков
и букв. Чтение.
1
9
Звуки [р] [р`] буква Р р
2
1
1
10
Звуки [ш] буква Ш ш
2
1
1
11
Звук [ы] Буква Ы
2
1
1
12
Звуки [л] [л`] Буква Л
2
1
1
1
2
10
1
Формы
аттестации/
контрол
я
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
самостоятельная
работа Беседа,
педагогическое
наблюдение
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
13
Чтение Л-Р
1
14
Звуки [н] [н`] Буква Н
2
15
Закрепление пройденных звуков
и букв. Чтение.
1
16
Звуки [к] [к`] Буква К
2
17
Закрепление пройденных звуков
и букв. Чтение.
1
18
Звуки [т] [т`] Буква Т
2
1
1
19
Звук [и] Буква И
2
1
1
20
Звуки [п] [п`] Буква П
2
1
1
21
Звуки [з] [з`] Буква З
2
1
1
22
Звук [й`] Буква Й
2
1
1
23
Чтение И-Й, ый-ий
1
24
Звуки [г] [г`] Буква Г
2
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
самостоятельная
работа, Беседа,
педагогическое
наблюдение
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
самостоятельная
работа,
педагогическое
наблюдение
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
самостоятельная
работа,
педагогическое
наблюдение
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
25
Парные С-З, Г-К
3
2
1
26
Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж
ж
6
4
2
27
Йотированные гласные Е , Ё,
Ю,Я
4
2
2
28
Мягкий знак Ь
2
1
1
29
Звуки [ч`] Буква Ч ч
2
1
1
30
Звук [э] Буква Э э
2
1
1
31
Звуки [ц] Буква Ц ц
2
1
1
32
Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф
2
1
1
33
Звуки [щ`] Буква Щ щ
2
1
1
34
Твердый знак Ъ, Ъ-Ь
2
1
1
35
Чтение текстов, задания по
карточкам
2
2
36
Итоговое
1
1
Итого
72
12
34
38
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих тетрадях
самостоятельная
работа,
педагогическое
наблюдение
контрольное
занятие
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
умение читать слова, предложения, небольшие тексты;
умение характеризовать звуки речи и знают их обозначения буквами;
умение делить слова на слоги, пользуясь моделями слов и слогов;
умение выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова);
развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов;
развитие навыков плавного слогового чтения.
Метапредметные результаты:
Развито логическое мышление при мыслительных операциях, и других психических
процессах (памяти, восприятия, произвольного внимания, творческого воображения;
Развит устойчивый интерес к предмету и процессу обучения в целом;
Развиты мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,
обобщение,
классификация, аналогия).
Личностные результаты:
воспитаны воля, трудолюбие;
привиты ценностные качества личности: ответственность, дисциплинированность,
дружеская взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, самостоятельность.
Результаты 1-го года обучения (5-6 лет):
• умение читать слова, предложения, небольшие тексты;
• умение характеризовать звуки речи и знают их обозначения буквами;
• умение делить слова на слоги, пользуясь моделями слов и слогов;
• умение выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова);
• развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов;
• развитие навыков плавного слогового чтения.
• развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и слухового
внимания, памяти; фонематического слуха и восприятия;
• развитие коммуникативной и регулятивной функции речи.
• сформированность устойчивого интереса к обучению;
• владение навыками коллективного взаимодействия.
Результаты 2-го года обучения (6-7 лет):
• умение читать слова, предложения, небольшие тексты;
• умение характеризовать звуки речи и знают их обозначения буквами;
• умение делить слова на слоги, пользуясь моделями слов и слогов;
• умение выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова);
• развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов;
• развитие навыков плавного слогового чтения.
• развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и слухового внимания,
памяти; фонематического слуха и восприятия;
• развитие коммуникативной и регулятивной функции речи.
• сформировано устойчивого интереса к обучению;
• владение навыками коллективного взаимодействия.
Ребенок с легкостью выполняет задания усложненного уровня: упражнения на развитие
логического мышления.
Ребёнок становится внимательным, имеет активную жизненную позицию, повышается
13
самодисциплина.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Учебный план дополнительной образовательной деятельности разработан, основываясь на:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН);
Общий объем
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы «Грамотейка», рассчитывается в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования
Во время учебного года вся непрерывная образовательная деятельность по дополнительному
образованию проводятся во второй половине дня. Учебный год составляет 38 недель, начинается
1 сентября и заканчивается 31 мая. С 31 декабря по 8 января в детском саду – каникулы.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от
5-ти_6 лет не более 25 минут, для детей 6-ти-7 лет -не более 30 минут.
Занятия с детьми проводятся два раза в неделю.
Наименование
дополнительного
(модули)
программы Старшая группа
образования длительность НОД – 25 мин
«Грамотейка» для детей 5-6 лет
Наименование
дополнительного
(модули)
неделя
2
(50
мин)
месяц
8
(6 ч.)
год
72
30 ч.
программы Подготовительная группа
образования длительность НОД – 30 мин
«Грамотейка» для детей 6-7 лет
неделя
2
(60
мин)
месяц
8
(6 ч).
год
72
36 ч.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Содержание
Старшая группа
(5-6 лет)
Количество возрастных групп
1
Начало учебного года
01 сентября 2026 г
Окончание учебного года
29 мая 2026 года
Продолжительность учебного года всего, в 38 недель
том числе:
14
1-е полугодие
2-е полугодие
Длительность НОД в мин
Объем НОД в неделю (мин)
Объем НОД в год
Сроки
проведения
мониторинга
достижения
детьми
планируемых
результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы: водная
диагностика/ итоговая диагностика
Праздничные (выходные) дни
17 недель
21 недель
25 мин.
во второй половине дня
2 (50 мин)
76 (31 час)
06.10.25-17.10.25
11.05.26-22.05.26
Согласно
производственному
календарю
Содержание
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Количество возрастных групп
1
Начало учебного года
01 сентября 2025 г
Окончание учебного года
29 мая 2026 года
Продолжительность учебного года всего, в 38 недель
том числе:
1-е полугодие
17 недель
2-е полугодие
21 недель
Длительность НОД в мин
30 мин.
во второй половине дня
Объем НОД в неделю (мин)
2 (60 мин)
Объем НОД в год
Сроки
проведения
мониторинга
достижения
детьми
планируемых
результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы: водная
диагностика/ итоговая диагностика
Праздничные (выходные) дни
2.2.
76 (38 ч.)
06.10.25-17.10.25
11.05.26-22.05.26
Согласно
производственному
календарю
Условия реализации программы
Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим, кадровым,
материально-техническим и финансовым условиям реализации Рабочей программы
«Грамотейка», а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Рабочей программы «Грамотейка» должны обеспечивать полноценное
развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального
благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к людям.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
15
Для успешной реализации Рабочей программы «Грамотейка» должны быть обеспечены
следующие психолого-педагогические условия:
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их
здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Компетенции педагогического работника
1. Обеспечение эмоционального благополучия через:
• непосредственное общение с каждым ребёнком
• уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям
2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности, материалов
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных
видах деятельности
3. Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе
принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным
слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками
4. Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего
развития
каждого воспитанника, через:
• создание условий для овладения культурными средствами деятельности
• организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения,
фантазии и детского творчества
• поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства
• оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение
педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию
образования и оптимизацию работы с группой детей.
5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного
вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных
проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных
16
инициатив семьи.
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ «ГРАМОТЕЙКА»
Фамилия,
имя, Образование
Квалификационная повышение
отчество
категория
квалификации
педагогического
работника
Павлова
Ирина "Уральский
1 к.к.
НОЧУ
ВО
Владимировна
государственный
"Международный
педагогический
университет психологоуниверситет",
педагогических
магистр, 44.04.03
инноваций", 19.04.2023
"Специальное
- 25.04.2023
(дефектологическое)
"Комплексная система
образование",
коррекционной работы
направление
с неговорящими
"Логопедия",
детьми", 72 ч.
01.09.2016 09.03.2022
АНО ДПО
"Международный
институт развития
образования",
27.11.2022 - 03.12.2022
"Подготовка детей
дошкольного возраста с
ТНР к школьному
обучению в условиях
реализации ФГОС ДО",
36 ч.
ГАОУ ДПО
Свердловской области
"Институт развития
образования",
24.10.2022 - 27.10.2022
"Психологопедагогическое
консультирование
родителей детей,
получающих
дошкольное
образование в форме
семейного
образования", 32 ч.
17
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ГРАМОТЕЙКА»
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет со столами, стульями и школьной доской;
демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с изучаемой темой;
наборы карточек-лото по различным темам;
кассы цифр, букв и слогов;
Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7
лет.
С. И. Волкова Математические ступеньки. 5-7 лет.
К. В. Шевелев Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
Счетные палочки по количеству обучающихся.
Воспитательный потенциал: воспитательные беседы, творческая деятельность,
игровые технологий, выставки, конкурсы.
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Виды и формы контроля:
• текущий: игровые задания;
• итоговый: самостоятельная работа.
Промежуточная (итоговая) аттестация: для проверки результативности проводится
самостоятельная работа, результаты которой позволяют определить степень
усвоения учащимся программных требований.
Оценочные материалы:
1.
Карта педагогического наблюдения (приложение 1).
18
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников. – М.: Творческий центр
Сфера, 2005.
2.
Бондарева Л.Ю. Пособие для занятий по обучению грамоте дошкольников и младших
школьников. – Ярославль, Академия развития, 2007.
3.
Дорофеева А.М. Уроки грамоты. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
4.
Завьялова Н.А., Лукина Е.В., Живолупова Н.К. Интегрированный курс подготовки детей
к школе. – Волгоград, Учитель, 2005.
5.
Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников, — М.: МозаикаСинтез, 2010.
6.
Мамаева В.В. Как помочь ребенку научиться читать». – СПб, 2006.
7.
Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Гном-Пресс.
19
Приложение 1
Диагностическая карта оценки результатов обучения «Уровни освоения \программы
по критериям»
Возраст
Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный -в
сентябре, итоговый в мае.
Карта педагогического наблюдения практических умений учащихся
№
ФИ
Понят После Выде Наход Позиц Делит Соста Читае Урове
учащегося
ия
доват
ляет
ит
ия
слова вляет
т по
нь
звук, ельно звуки слова звука
на
слова слога
слог,
сть
из
на
слоги
из
м/бег
слово, слов в слова
звук
слого
ло
предл предл
в
ожени ожени
е
и
в и в и в и в и в и в и в и в и в и
1
2
3
4
5
6
7
8
Уровни оценивания:
Знает уверенно/Умение сформировано
В – высокий (4-5 баллов)
Знает частично/Умение сформировано частично
С – средний (2-3 балла)
Знание отсутствует/Умение не сформировано
Н – низкий (0-1 балл)
20
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование на первый год обучения (5-6 лет)
СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь
Неделя 1
Тема: Введение в образовательный модуль. Знакомство с понятиями звук и буква
Цель: Дать представление детям о понятиях звук и буква. Учить их различать.
Неделя 2
Тема: Знакомство с понятиями слово, слог.
Цель: Дать представление о слове и слоге.
Неделя 3
Тема: Закрепление знаний о слоге. Знакомство с односложными словами.
Цель: Закрепить знания о слоге, научить детей делить слова на слоги. Познакомить с
односложными словами.
Неделя 4
Тема: Закрепление знаний о слоге. Знакомство с односложными словами
Цель: Закрепить умение делить слова на слоги, познакомить с односложными словами.
Октябрь
Неделя 5
Тема: Дифференциация гласных звуков от согласных
Цель: Научить детей отличать гласные звуки от согласных.
Неделя 6
Тема: Гласные звуки А, У, О, буквы А, У, О
Цель: Изучить гласные звуки [а], [у], [о] и соответствующие им буквы.
Неделя 7
Тема: Согласный звук М (Мь), буква М. Закрепление знаний об изученных буквах и звуках
(А, О, У)
Цель: Изучить согласный звук [м] и букву М, закрепить знания о ранее изученных гласных
звуках и буквах.
Неделя 8
Тема: Согласный звук С (Сь), буква С
Цель: Изучить согласный звук [с] и букву С.
Ноябрь
Неделя 9
Тема: Закрепление знаний о звуках и буквах А, О, У, М, С. Дифференциация гласных от
согласных звуков
Цель: Повторить и закрепить знания о гласных и согласных звуках, продолжить работу над
дифференциацией.
Неделя 10
Тема: Звуки Х (Хь), Щ, Л (Ль), буквы Х, Ш, Л
Цель: Изучить новые согласные звуки [х], [щ], [л] и соответствующие им буквы.
Неделя 11
Тема: Дифференциация Л — ЛЬ
Цель: Научить детей различать твердый и мягкий звуки [л] и [л'].
21
Неделя 12
Тема: Гласный звук Ы, буква Ы
Цель: Изучить гласный звук [ы] и соответствующую ему букву.
Декабрь
Неделя 13
Тема: Звуки Н (Нь), Р (Рь), К (Кь), П (Пь), Т (Ть), буквы Н, Р, К, П, Т
Цель: Изучить согласные звуки [н], [р], [к], [п], [т] и соответствующие им буквы.
Неделя 14
Тема: Закрепление знаний об изученных гласных и согласных звуках
Цель: Повторить и закрепить знания о всех изученных к этому моменту гласных и согласных
звуках.
Неделя 15
Тема: Гласный звук И, буква И
Цель: Изучить гласный звук [и] и соответствующую ему букву.
Неделя 16
Тема: Согласный звук В (Вь), буква В
Цель: Изучить согласный звук [в] и букву В.
Январь
Неделя 17
Тема: Согласный звук З (Зь), буква З
Цель: Изучить согласный звук [з] и букву З.
Неделя 18
Тема: Дифференциация звуков С — З
Цель: Научить детей различать звуки [с] и [з].
Неделя 19
Тема: Согласный звук Ж, буква Ж
Цель: Изучить согласный звук [ж] и букву Ж.
Неделя 20
Тема: Дифференциация Ш — Ж
Цель: Научить детей различать звуки [ш] и [ж].
Февраль
Неделя 21
Тема: Согласный звук Б (Бь), буква Б
Цель: Изучить согласный звук [б] и букву Б.
Неделя 22
Тема: Согласный звук Г (Гь), буква Г
Цель: Изучить согласный звук [г] и букву Г.
Неделя 23
Тема: Дифференциация звуков Г — К
Цель: Научить детей различать звуки [г] и [к].
Неделя 24
Тема: Согласный звук Д (Дь), буква Д
Цель: Изучить согласный звук [д] и букву Д.
22
Март
Неделя 25
Тема: Звук Й, буква Й
Цель: Изучить звук [й] и букву Й.
Неделя 26
Тема: Дифференциация звуков и букв И и Й
Цель: Научить детей различать звуки и буквы [и] и [й].
Неделя 27
Тема: Буквы Е, Ь, Я, Ю, Е, Э
Цель: Изучить буквы Е, Ь, Я, Ю, Е, Э и их звучание в словах.
Неделя 28
Тема: Согласный звук Ц, буква Ц
Цель: Изучить согласный звук [ц] и букву Ц.
Тема Неделя 29
Тема: Согласный звук Ф (Фь), буква Ф
Цель: Изучить согласный звук [ф] и букву Ф.
Апрель
Неделя 30
Тема: Согласный звук Ч, буква Ч
Цель: Изучить согласный звук [ч] и букву Ч.
Неделя 31
Тема: Согласный звук Щ (Щь), буква Щ
Цель: Изучить согласный звук [щ] и букву Щ.
Неделя 32
Тема: Закрепление знаний о звуках и буквах, слове и слогах, о составе предложения
Цель: Повторить и закрепить все изученные звуки, буквы, правила деления слов на слоги и
составления предложений.
Май
Неделя 33
Тема: Работа с известными детскими книгами
Цель: Развивать интерес к чтению через знакомство с известными детскими произведениями.
Неделя 34
Тема: Классификация известных и неизвестных букв на стеллажах с книгами
Цель: Упражнять детей в узнавании и классификации букв, встречающихся в названиях книг.
Неделя 35
Тема: Работа по сюжетным картинкам
Цель: Развивать воображение и речь, описывая сюжеты картинок.
Неделя 36-37
Тема: Чтение названий произведений известных детских авторов
Цель: Учить детей читать названия книг и узнавать произведения известных авторов.
Неделя 38
Тема: Промежуточная (итоговая) аттестация
Цель: Проверить уровень усвоения материала за учебный год, выявить сильные и слабые
стороны.
23
ИТОГО: 38 недель
24
Календарно-тематическое планирование на втором году обучения (6-7 лет)
Сентябрь
1 неделя
Тема: Вводные занятия. Подготовительный период.
Цель: Актуализировать знания детей о понятиях звук, буква, слово.
2 неделя
Тема: Гласные звуки а, о, и, ы, у, э. Буква А а
Цель: Актуализировать знаний о букве А. Актуализировать знания детей о звуках и
буквах а, о, и, ы, у, э. Учить складывать слоги типа АУ, АО, АИ и т.д.
3 неделя
Тема: Гласные звуки а, о, и, ы, у, э. Буква У у
Цель: Актуализировать знания о букве и звуке У. Актуализировать знаний детей о звуках
и буквах а, о, и, ы, у, э. Учить складывать слоги типа УА, УО, УИ и т.д.
4 неделя
Тема: Гласные звуки а, о, и, ы, у, э. Буква О о
Цель: Актуализировать знания детей о звуке и букве О. Актуализировать знаний детей о
звуках и буквах а, и, ы, у, э. Учить складывать слоги типа ОА, ОИ, ОУ и т.д.
Октябрь
5 неделя
Тема: Звуки [м] [м`] буква М м
Цель: Изучить звук и букву М. Учить дифференцировать звуки [м] [м`]. Читать слова с
изученными звуками.
6 неделя
Тема: Звуки [с] [с`]. буква С с
Цель: Изучить звук и букву С. Учить дифференцировать звуки [с] [с`]. Читать слова с
изученными звуками.
7 неделя
Тема: Звуки [х] [х`] буква Х х
Цель: Закрепить пройденные звуки и буквы. Чтение слов. Учить находить звуки [х] [х`]
в словах. Обозначать их место в слове.
8 неделя
Тема: Звуки [р] [р`] буква Р р
Цель: Учить находить звуки [р] [р`] в словах на слух, обозначать их место в слове. Читать
слова
Ноябрь
9 неделя
Звуки [ш] буква Ш ш
Цель: Учить находить звук [ш] в словах на слух, обозначать его место в слове. Читать
слова с заданным звуком.
10 неделя
Тема: Звук [ы] Буква Ы
Цель: Закрепить представление о букве Ы. Читать слова.
11 неделя
Тема: Звуки [л] [л`] Буква Л
Цель: Учить находить в слове заданный звук, место звука. Читать слова
12 неделя
Тема: Чтение Л-Р
Цель: Читать слова со звуками Л-Р. Закреплять навык различения звуков на слух.
Декабрь
13 неделя
25
Тема: Звуки [н] [н`] Буква Н
Цель: Закреплять пройденные звуки и буквы. Чтение.
14 неделя
Тема: Звуки [к] [к`] Буква К
Цель: Закреплять пройденные звуки и буквы. Чтение. Учить находить заданные звуки в
словах.
15 неделя
Тема: Звуки [т] [т`] Буква Т
Цель: Закреплять пройденные звуки и буквы. Чтение. Учить находить заданные звуки в
словах.
16 неделя
Тема: Звук [и] Буква И
Цель: Закреплять пройденные звуки и буквы. Чтение. Учить находить заданные звуки в
словах.
Январь
17 неделя
Тема: Звуки [п] [п`] Буква П
Цель: Учить находить заданные звуки в словах. Закреплять пройденные звуки и буквы.
Чтение.
18 неделя
Тема: Звуки [з] [з`] Буква З
Цель: Учить находить заданные звуки в словах. Закреплять пройденные звуки и буквы.
Чтение.
19 неделя
Тема: Звук [й`] Буква Й
Цель: Учить находить заданный звук в словах. Закреплять пройденные звуки и буквы.
Чтение слов с изученными буквами.
20 неделя
Тема: Чтение И-Й, ый-ий
Цель: Читать с детьми слова с буквами Чтение И-Й, окончаниями ый-ий
Февраль
21 неделя
Тема: Звуки [г] [г`] Буква Г
Цель: Учить находить заданные звуки в словах. Закреплять пройденные звуки и буквы.
Чтение.
22 неделя
Тема: Парные С-З, Г-К
Цель: Учить различать согласные С-З, Г-К. Закреплять навык нахождения заданных
звуков в слове.
23 неделя
Тема: Парные С-З, Г-К
Цель: Закреплять умение различать звуки С-З, Г-К. Читать слова
Тема: Звук и буква В в’
Цель: Учить дифференцировать детей звуки В в’ Определять на слух заданный звук.
Читать слова
24 неделя
Тема: Звук и буква Д д’
Цель: Учить дифференцировать детей звуки Д д’. Определять на слух заданный звук.
Читать слова
Март
25 неделя
26
Тема: Звук и буква Б б’
Цель: Учить дифференцировать детей звуки Б б’. Определять на слух заданный звук.
Читать слова
26 неделя
Тема: Звук и буква Ж.
Цель: Закреплять изученные звуки и буквы. Читать слова.
27 неделя
Тема: Йотированные буквы е, ё
Цель: Изучить йотированные буквы и звуки. Закрепить представление об их
особенностях звучания.
28 неделя
Тема: Йотированные буквы ю, я
Цель: Изучить йотированные буквы и звуки. Закрепить представление об их
особенностях звучания.
Апрель
29 неделя.
Тема: Мягкий знак Ь
Цель: Читать слова с мягким знаком.
30 неделя
Тема: Звуки [ч`] Буква Ч ч
Цель: Читать слова с изученными звуками.
31 неделя
Тема: Звук [э] Буква Э э
Цель: Читать слова с изученной буквой
32 неделя
Тема: Звуки [ц] Буква Ц ц
Цель: Читать слова с изученными буквами
Май
33 неделя
Тема: Звуки [ф] [ф`]. Буква Ф ф
Цель: Читать слова с изученными буквами. Учить различать твердый и мягкий согласный
в словах.
34 неделя
Тема: Звук [щ`] Буква Щ щ
Цель: Читать слова с изученными буквами.
35 неделя
Тема: Твердый знак Ъ, Ъ-Ь
Цель: Закрепить представления детей о твердом, мягком знаках. Читать слова с
изученными буквами.
36 неделя – 37 неделя
Тема: Чтение текстов, задания по карточкам
Цель: Учить читать детей небольшие тексты. Выполнять лексические задания на
карточках.
Тема: Итоговое занятие
Цель: Подвести итоги занятий с детьми. Закрепить полученные знания.
27