СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ …………………………………………….3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
Цель и задачи программы………………………………………………………………....12
1.2. Содержание программы………………………………………………………..13
1.3. Планируемые результаты………………………………………………………20
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ…………………...23
2.1. Календарный учебный график…………………………………………………23
2.2. Условия реализации программы……………………………………………….26
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………………………….31
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………........34
Приложение 1……………………………………………………………………......35
Диагностическая карта оценки результатов обучения «Уровни освоения
программы по критериям………………………………………………………. 35
Приложение 2
Комплексно-тематическое планирование. Первый год обучения (младшая
группа)…………………………………………………………………………36
Комплексно-тематическое планирование. Второй год обучения (средняя
группа)………………………………………………………………………
37
Комплексно-тематическое планирование. Третий год обучения (старшая
группа)………………………………………………………………………….39
Комплексно-тематическое
планирование.
Четвертый
год
обучения
(подготовительная группа)……………………………………………………40
2
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательная математика» познавательной направленности разработана
в соответствии с требованиями в образовании, отражёнными в следующих
документах:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
27.10.2020 г. № 32 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения» (далее СанПиН);
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам» (далее Порядок);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской федерации от 9.11.2018 г. № 196»;
Приказ
Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепцииразвития
образования на территории Свердловской области на периоддо 2035 года».
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательная математика» соотносится с тенденциями развития дополнительного
образования и, согласно Концепции развития
дополнительного образования,
способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, нравственном развитии.
Устав МБДОУ- детского сада № 121.
Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных
потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через
систему дополнительного образования детей. С учетом особенностей образовательного
учреждения – дошкольное образовательное учреждение детский сад с группами
общеразвивающей направленности.
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей
3
дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение
функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми
умениями и навыками в разных упражнениях.
Программа
определяет
содержание
и
организацию
дополнительной
образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного
возраста в различных видах общения и деятельности.
Направленность программы - познавательная
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является
основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному
воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать
познавательную
активность,
интерес
к математике,
развивать
логическое
мышление. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей
детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание
при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Актуальность программы состоит в том, что программа является одним из этапов
подготовки детей к обучению в школе и формирует элементарные математические
представления
Отличительная особенность: данная деятельность представляет систему
увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами.
Объем программы: 25 часов. Объем программы рассчитан на 38 недель, с
нагрузкой – 2 раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности для детей от 3-5 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5
лет - не более 20 минут, для детей от 5-6 лет -не более 25 минут, для детей от 6-7 лет не
более 30 минут.
Срок освоения программы: 4 года обучения:
1 год обучения 38 недель;
2 год обучения 38 недель;
3 год обучения 38 недель;
4 год обучения 38 недель;
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальногрупповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: Формы подведения итогов:
- открытое занятие,
- участие в конкурсах, мастер-классах.
- выступления перед сверстниками и родителями.
Адресат программы: воспитанники от 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Количество учащихся-10 человек в учебной группе. Набор учащихся свободный.
Состав группы постоянный.
4
Возрастные особенности:
Основные психологические характеристики для детей 3-4 лет
Эмоциональная сфера
o Яркость эмоций. Дети часто демонстрируют бурные проявления чувств: смех,
слезы, удивление, страх. Они легко реагируют на внешние раздражители, такие как
громкий звук, яркий свет или неожиданное событие.
o Непостоянство настроения. Настроение меняется стремительно и зависит от
множества факторов, включая самочувствие, уровень активности и реакцию
окружающих.
o Проявления привязанности. Усиленно формируется чувство привязанности к
близким людям, появляется желание взаимодействовать и общаться с родителями,
воспитателями и ровесниками.
Восприятие и внимание
o Зрительное восприятие. Ребенок способен воспринимать предметы по основным
признакам: форме, цвету, размеру. Однако понимание абстрактных свойств
объектов пока ограничено.
o Особенности зрительного анализа. Важнейшую роль играют непосредственное
наблюдение и тактильное изучение вещей руками. Малыши любят трогать
поверхности разных материалов, пробовать игрушки на ощупь.
o Внимание и концентрация. Фокусировка внимания остается нестабильной и
непродолжительной. Обычно дети способны удерживать внимание на одном
занятии около 5–7 минут. Для привлечения интереса нужны яркая окраска,
интересный сюжет или интерактивность процесса.
Мышление и речь
o Наглядно-действенный тип мышления. Основной способ осмысления ситуаций
заключается в практических действиях. Ребёнок изучает объект, воздействуя на
него непосредственно (ломает, складывает, катит).
o Начало символического мышления. Появляется возможность представлять объекты
через знаки или символы (например, игрушечная машинка заменяет настоящую
машину). Формируется умение видеть сходства и различия предметов, появляются
первые обобщения.
o Формирование понятий. Происходит осознание общих признаков отдельных
предметов (все мячи круглые, кубики твердые). Однако понятия остаются
достаточно простыми и конкретными.
o Речь становится средством коммуникации. Активно пополняется словарь, растет
число употребляемых глаголов и прилагательных. Появляются вопросы типа «Что
это?» и «Почему?». Понимание обращенной речи также существенно
увеличивается.
Образ жизни и игровая активность
Игры становятся основной формой познавательной деятельности. Через игру ребёнок
осваивает новые знания и умения:
o Игра с конструкторами помогает развивать пространственную ориентацию и
творческое воображение.
o Подвижные игры стимулируют физическое развитие и координацию движений.
o Ролевые игры способствуют развитию социальной компетентности и пониманию
ролей взрослых.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика значительно совершенствуется: малыш уверенно держит карандаш,
делает попытки рисовать линии и фигуры, пытается застегивать пуговицы и завязывать
шнурки. Такие занятия важны для подготовки руки к письму и другим видам деятельности,
требующим точности движений пальцев рук.
5
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет:
o 4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно
стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в
многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую
информацию познавательного характера.
o Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во
время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его
знания об окружающем мире значительно расширяются.
o Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную
ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает
координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность
совершенствования
способностей
к
изобразительной
деятельности.
Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и
играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая,
моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее
придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и
жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со
сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры.
o Познавательная мотивация - это внутренняя деятельность или мотивация этой
деятельности, не зависимая от внешних факторов.
Познавательная мотивация
вплотную связанна с такими понятиями как – познавательная активность,
познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная потребность
и так же мотивы учения.
o Познавательная мотивация является внутренняя и самодостаточная направленность
человека на познание нового, и получения удовлетворения от самого процесса и
затраченных на это усилий.
o Ребенка интересует не только один какой-то предмет или явление. Его интересуют
устройство, назначение предмета, каким образом и с какой целью его использовать
или причины некого нового для него явления.
o Рассматривая
ограничивается
новые
предметы (растения,
простым
зрительным
камни
и
ознакомлением,
т.
д.) ребенок
а
переходит
не
к
осязательному, слуховому и обонятельному восприятию – сгибает, растягивает,
царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не
может назвать его, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая
6
ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление
более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению
системы сенсорных эталонов (геометрических форм, цветов спектра, величину,
вес, температуру, свойство поверхности и др.) . Здесь очень важно как можно
больше играть с ребенком. Идете по улице и называете, каким цветом проехала
машина, какой формы дом, какой снег на ощупь и т. д. Одновременно с этим у
детей происходит формирование навыков дифференциации предметов по
названному признаку (цвет, форма, размер относительно образцов - эталонов). В
качестве особой задачи выступает развитие аналитического и логического
мышления: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму на
возможные геометрические фигуры, выделять отдельные величины.
o Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг
другу. Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности:
манипуляций с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной и т. д.
o Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка приобретает речь.
Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской
речи
словами,
обозначающими
признаки
предметов,
отношения
между
ними, способствуют осмысленному восприятию.
o Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную
роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее
интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает
множество различных слов и словосочетаний, стихотворений, сказок. Однако
ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не
использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости
от деятельности, в которую он включен.
o Мышление в этом возрасте отличается качественным своеобразием. Ребенок –
реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать
сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть
ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Все
окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно
поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как
правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него,
оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не
умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть
7
сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как
было достигнуто то, что он видит. Дети легко теряют цель.
o Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления: дети
испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить
новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно
наблюдали.
o Речь начинает выполнять контролирующую функцию
o Развитие речи идет в нескольких направлениях:
o совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими
людьми;
o Речь становится основой перестройки психических процессов, орудием
мышления.
o Рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания,
индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области
психического развития.
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
Возраст 5-6 лет является периодом активного созревания мозга и перехода от
раннего детства к младшему школьному возрасту. Именно в этот период происходят
значительные изменения в познавательном развитии ребенка, которые определяют его
дальнейшее успешное обучение и адаптацию к школе. Давайте рассмотрим детально
каждую сферу развития познавательной деятельности ребенка этого возраста.
1. Физическое развитие
o
Рост и вес увеличиваются быстрее, чем раньше, причем мальчики немного
опережают девочек.
o
Окончательно укрепляется мышечная система, позволяя выполнять точные и тонкие
движения, а также управлять своим телом в пространстве.
o
Появляется четкое разделение доминирующей руки (правша/левша), хотя полное
созревание предпочтений завершится позже.
o
Высокая физическая активность, хорошая выносливость и быстрота реакций
позволяют активно заниматься спортом и подвижными играми.
2. Когнитивные процессы
2.1. Восприятие
o
Высокий уровень визуализации, хорошее распознавание деталей, цветов, размеров
8
и форм.
o
Отличается глубоким интересом к деталям и особенным вниманием к мелочам.
o
Может сравнивать и сопоставлять различные объекты визуально.
2.2. Внимание
o
Увеличение концентрации внимания: ребенок способен сосредоточиться на задании
в течение 15-20 минут.
o
Лучше распределяет внимание одновременно на нескольких объектах, хотя
переключаемость внимания остается ограниченной.
o
Предметно-игровой стиль сохраняется, но интересы смещаются в сторону
интеллектуальной нагрузки.
2.3. Память
o
Сохраняется преобладание механической памяти, но заметно усиливается
смысловая память.
o
Объем кратковременной памяти достигает примерно шести элементов.
o
Запоминание и воспроизведение фактов и явлений проходит легче, когда
информация сопровождается яркими эмоциями или повторением.
2.4. Воображение
o
Воображение продолжает оставаться ярким и продуктивным, но начинает
приобретать реалистичный оттенок.
o
Дети склонны сочинять интересные истории, придумывать фантастические
существа и роли.
o
Практическое использование фантазии проявляется в играх и творческих занятиях.
2.5. Мышление
o
Переход от наглядно-образного мышления к началу формирования словеснологического мышления.
o
Использует
простой
анализ
и
синтез,
формирует
первичные выводы
и
умозаключения.
o
Начальное усвоение классификации и сериации объектов по определённым
критериям.
3. Социальное и эмоциональное развитие
o
Важно мнение значимых взрослых, таких как родители и педагоги.
o
Самостоятельность и уверенность растут, наблюдается появление лидерских качеств
среди сверстников.
o
Остро ощущается чувство гордости за личные достижения и успех.
9
o
Конфликты разрешаются проще и быстрее, поскольку дети стараются избегать
агрессивных методов разрешения споров.
4. Коммуникационные навыки
o
Речь становится более грамотной и выразительной, значительно расширяется
активный словарь.
o
Общение переходит на новый качественный уровень: ребенок вступает в
коллективные беседы, участвует в обсуждениях и дебатах.
o
Грамматически правильно строится предложение, начинают использоваться
сложносочиненные конструкции.
5. Творческие способности
o
Рисунок становится тематическим, появляется перспектива и элементы сюжета.
o
Любят петь, танцевать, рисовать, строить из конструктора и рассказывать истории.
o
Пробуют себя в различных видах искусства, начиная осознавать эстетический вкус
и предпочитаемую манеру выражения мыслей.
6. Самообслуживание и ответственность
o
Уже умеют одеваться и раздеваться самостоятельно, заботятся о личной гигиене.
o
Показывают признаки ответственности, выполняя поручения взрослых и соблюдая
режим дня.
o
Берут на себя обязанности помогать дома и следовать правилам порядка.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
В познавательной деятельности детей 6-7 лет наблюдаются существенные
изменения и значительный скачок в развитии. Их сознание претерпевает качественные
преобразования, благодаря которым создаются условия для успешной адаптации к
предстоящему школьному обучению. Ниже представлен подробный обзор возрастных
особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) именно в сфере
познавательной деятельности.
Характеристика познавательной деятельности детей 6-7 лет
1. Общая характеристика:
Дети 6-7 лет находятся на стадии активного познавательного интереса. Их
привлекают многие явления окружающего мира, они хотят понять, почему вещи устроены
именно так, а не иначе. Их интересует устройство механизмов, природа, космос, животные
10
и растения, общественные институты и культура. Постоянные вопросы показывают
высокий уровень познавательной активности и любознательности.
2. Специфические особенности познавательной деятельности:
o
Активное познание через деятельность. Дети этого возраста предпочитают изучать
мир через активную деятельность. Им интересно не просто услышать новое слово
или факт, а применить его на практике. Например, узнав, что вода замерзает при
низкой температуре, они захотят сами провести соответствующий эксперимент,
заморозив воду в морозилке.
o
Освоение системы знаков и символов. Начинается осознание смысла различных
символов и знаков. Дети начинают расшифровывать и присваивать значения
символам, что создает основу для обучения чтению и письму. Особенно ярко эта
особенность выражается в интересе к азбукам, первым попыткам написать буквы и
слова.
o
Абстрактное
мышление
и
установление
связей. Формируется
способность
устанавливать причинно-следственные связи и переходить от конкретного
мышления к абстрагированию. Например, ребенок замечает, что деревья зимой
теряют листья потому, что холодно, а летом зеленеют, потому что тепло.
o
Развитие речи и логического мышления. Происходит активное накопление словаря,
появляются правильные синтаксические конструкции. Дети осваивают схемы и
модели аргументации, начинают выстраивать логические цепочки рассуждений.
Они могут обосновать выбор действий или попытаться объяснить причину какоголибо события.
o
Расширенный диапазон интересов. Интересы становятся шире и глубже. Помимо
игр и развлечений, дети теперь могут заинтересоваться историей, наукой,
искусством. Их привлекает получение информации через книги, энциклопедии,
телепередачи, экскурсии и беседы со взрослыми.
o
Оттачивание навыков анализа и синтеза. Способность разложить явление на
составляющие (анализ) и собрать целое из частей (синтез) становится заметнее.
Например, разобрав конструкцию машины из деталей конструктора, ребенок поймет
её устройство и сможет воссоздать заново.
o
Улучшение
внимания,
произвольного
дети
могут
внимания
и
концентрироваться
памяти. Повышается
на
задании
устойчивость
дольше,
сохраняя
целенаправленность. Произвольная память тоже улучшается, ребенок способен
запомнить инструкцию, задание или правило и последовать ему спустя некоторое
11
время.
Таким
образом,
познавательного
необходимым
интереса
у
условием
дошкольников
развития
является
любознательности
деятельность,
и
несущая
познавательную функцию.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через
систему занятий познавательной направленности Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Занимательная математика», развитие интеллектуальных способностей, познавательной
активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.
Возрастная группа 3-4 года
Цель:
Создавать условия для формирования первичных математических представлений и
развития интереса к математической деятельности.
Задачи:
o Познакомить с основными цветами, формами и величинами предметов.
o Развивать сенсорное восприятие (различение предметов по цвету, форме, размеру).
o Учить счету до 5, закреплять навыки прямого и обратного счета.
o Закреплять навыки установления соответствий между предметом и его названием.
o Формировать представления о порядке расположения предметов.
o Вызывать интерес к изучению чисел и счета через игровые формы.
Возрастная группа 4-5 лет
Цель:
Продолжить развитие математических представлений путем расширения диапазона
изучаемых понятий и увеличения сложности заданий.
Задачи:
o Тренировать навыки счета до 10, вводить понятия “больше”, “меньше” и “равно”.
o Помочь детям научиться сравнивать предметы по двум-трем признакам (цвет,
форма, размер).
o Организовать работу по развитию пространственной ориентации (“спереди”,
“сзади”, “вверху”, “внизу”).
o Укреплять интерес к математике посредством интересных игр и занятий.
o Практиковать навыки простого планирования и организации действий.
Возрастная группа 5-6 лет
Цель:
Закрепить и расширить имеющиеся математические знания, подготовить детей к
обучению в школе.
Задачи:
o Обучить навыкам счета до 20, учить считать десятками и единицами.
12
Постепенно ввести понятие ноля и начало знакомства с математическими знаками
(+,-,=).
o Пополнить багаж знаний о геометрических фигурах и пространственном
расположении предметов.
o Работать над развитием аналитических навыков и оперативной памяти.
o Продолжить формирование положительного отношения к математике и числовой
среде.
o
Возрастная группа 6-7 лет
Цель:
Завершить подготовку детей к школе, закрепить приобретенные ранее навыки и
развить более сложные математические представления.
Задачи:
o Объединить полученные знания в единую систему, интегрировать их в единый
математический аппарат.
o Предоставить опыт работы с простыми задачами и вопросами, содержащими
математические проблемы.
o Упрощенно познакомить с математическими концепциями (деление, доли,
сравнение чисел).
o Совершенствовать навыки точного счета, выработки автоматизма при счете.
o Создать обстановку, благоприятствующую продолжительному развитию интереса к
математике в будущем.
1.3 Содержание программы
Учебный (тематический) план первый год обучения (3-4 лет)
№
Тема занятия
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
0
2
Познание количественных понятий (один-много).
Что значит много и мало?
Цель: формирование у детей начальных
представлений о понятиях «один» и «много».
Развитие способности отличать одно от многих
предметов, осознавая смысл выражений «мало» и
«много».
1
занятие
3 занятия
3
Изучение простейших геометрических форм
(шар, кубик, пирамидка).
Цель:
развитие
сенсорного
восприятия,
формирование первоначальных представлений о
простейших геометрических фигурах (шаре,
кубике, пирамидке), обучение различию этих
форм на примере реальных предметов.
1
занятие
4 занятия
13
Основы измерения (длина, высота, ширина)
Цель: знакомство с понятиями измерения длины и
ширины предметов.
1
занятие
4 занятия
Расположение игрушек относительно друг друга
(«рядом», «напротив»).
Цель: научить детей воспринимать положение
предметов относительно друг друга, вводя
понятия
«рядом»,
«напротив»,
развивать
внимательность
и
наблюдательность,
стимулировать
коммуникативные
навыки
общения и сотрудничества.
1
занятие
4 занятия
6
Обобщение пройденного материала
1
занятие
——
№
Тема занятия
Теория
Практика
7
Определение расстояний между предметами
("близко-далеко")
Цель: способствовать формированию у детей
первоначального осознания относительного
расстояния между предметами, введение понятий
«близко» и «далеко»; способствовать развитию
чувства пространства и координации движений.
1
занятие
4 занятия
8
Закрепление основных геометрических форм и
цветов
Цель: укрепить у детей устойчивые ассоциации
между названиями основных геометрических
форм (круг, квадрат, треугольник) и цветами
спектра (красный, синий, зелёный, жёлтый и т.д.);
активизация познавательной деятельности и
творческих возможностей
1
занятие
4 занятия
9
Освоение счета от 1 до 4. Цель: формирование
начальных представлений ребенка о числах и
количестве предметов, развитие способности
различать и называть числа последовательно.
5
занятий
4 занятия
1
занятие
4 занятия
4
5
10
Понятие пустого множества ("ничего нет"). Цель:
Формирование
представления
о
пустом
множестве является важным этапом развития
математического мышления дошкольников. Оно
14
позволяет детям осознать ситуацию отсутствия
элементов и обозначить её особым символом —
нулём (0).
11
Обобщение пройденного материала
1
занятие
№
Тема занятия
Теория
Практика
12
Расширенное понятие числа ("ноль"). Цель:
формировании первоначального представления о
числе «ноль», которое обозначает полное
отсутствие
предметов
или
явлений
формировании первоначального представления о
числе «ноль», которое обозначает полное
отсутствие предметов или явлений.
1
занятие
4 занятия
Повторение ранее изученных форм
1
занятие
4 занятия
14
Продолжение изучения чисел до 4
1
занятие
4 занятия
15
Ориентация в пространстве ("справа-слевавверху-внизу"). Цель: формирование у детей
правильного
восприятия пространственных
ориентиров и развитию базовых навигационных
навыков. Ориентироваться в окружающем мире
необходимо для эффективного взаимодействия с
окружающей
средой
и
предотвращения
трудностей в повседневных действиях
1
занятие
4 занятия
Итоговое занятие
1
занятие
——
20
занятий
56
занятий
13
16
Итого: 76 занятий
15
——
Учебный (тематический) план второй год обучения (4-5 лет)
№
Тема занятия
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
0
2
Классификация предметов по одному признаку
(цвет, форма, размер)
Цель: научить детей выделять признаки
предметов и классифицировать их.
1
занятие
2 занятие
3
Изучение геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник)
Цель: формирование знаний о плоских
геометрических фигурах.
1
занятие
3 занятия
1
занятие
4 занятия
Закрепление знаний о временных отношениях
(раньше-позже, раньше-сейчас-потом)
Цель: развитие временной ориентации.
1
занятие
4 занятия
6
Обобщение пройденного материала
1
занятие
——
№
Тема занятия
Теория
Практика
7
Цель: формирование умения разлагать число 5
на составляющие части
1
занятие
4 занятия
8
Ориентация в пространстве («спереди-за», «надпод», «между»)
Цель: улучшение пространственной ориентации
и расширения словарного запаса.
1
занятие
4 занятия
9
Последовательность чисел до 5 (чёткий счёт
вперёд и назад)
Цель: развитие навыков счёта до 5.
5
занятие
10 занятий
Прямой и обратный счёт до 5
Цель:
освоение
прямой
и
последовательности чисел от 1 до 5.
обратной
4
5
Состав числа 5 (разложение целого числа на
части)
16
Начало знакомства с графическим изображением
чисел (цифры 1-5)
Цель: начать изучение символов чисел.
1
занятие
4 занятие
11
Обобщение пройденного материала
1
занятие
——
№
Тема занятия
Теория
Практика
12
Продолжение знакомства с
изображением чисел (цифры 1-5)
Цель: изучение символов чисел
1
занятие
4 занятие
12
Решение
простых
сюжетных
задач
с
использованием элементов счёта (добавление и
удаление предметов)
Цель: первая ступень решения арифметических
задач.
1
занятие
4 занятия
13
Знакомство с понятием равенства и неравенства
(«столько же», «больше», «меньше»)
Цель: формирование представлений о сравнении
двух групп предметов.
1
занятие
4 занятия
14
Пространственная ориентация (левее-правее,
выше-ниже)
Цель: закрепление знаний о местоположении
предметов в пространстве.
1
занятие
4 занятия
15
Работа с календарем: дни недели, времена года.
Цель: получение знаний о календарных днях и
временах года
1
занятие
4 занятия
Итоговое занятие
1
занятие
——
21
55
10
16
графическим
Итого: 76 занятий
Учебный (тематический) план третий год обучения (5-6 лет)
№
Тема занятия
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
0
17
2
Числа 5-10 Цель: учить считать предметы до
пяти
1
занятие
3 занятия
3
Цепочка чисел 1—5. Цель: закреплять умение
составлять числовую цепочку
1
занятие
4 занятия
4
Прямой и обратный счёт Цель: формировать
представление о прямом и обратном счете до
пяти
1
занятие
4 занятия
5
Понятие «больше», «меньше». Цель: различать
количество предметов.
1
занятие
4 занятия
6
Обобщение пройденного материала
1
занятие
——
№
Тема занятия
Теория
Практика
7
Состав числа 6, 7, 8, 9. Цель: познакомить с
составом числа
1
занятие
4 занятия
8
Решение простых примеров. Цель: учить решать
простейшие арифметические примеры
1
занятие
4 занятия
9
Практическое
применение
счета.
Цель:
совершенствовать количественный счет в игре
5
занятий
4 занятия
Понятие пустого множества ("ничего нет")
1
занятие
4 занятия
11
Обобщение пройденного материала
1
занятие
——
№
Тема занятия
Теория
Практика
1
занятие
4 занятия
10
Расширенное понятие числа ("ноль"). Цель:
Закрепление
смысла
нуля:
обеспечение
глубокого понимания ребенком, что число
«ноль» означает полное отсутствие чего-либо.
12
18
13
Повторение ранее изученных форм
1
занятие
14
Состав числа 10. Продолжение изучения чисел до
10. Цель: Освоение полного состава числа 10,
формирование понимания какими способами
можно составить число десять из двух меньших
чисел
1
занятие
4 занятия
15
Продолжение изучения чисел от 5-10. Цель:
Освоение полного состава числа от 5 до 10,
формирование понимания какими способами
можно составить число десять из двух меньших
чисел
1
занятие
4 занятия
Итоговое занятие
1
занятие
——
20
занятий
56
занятий
16
Итого: 76 занятий
4 занятия
Учебный (тематический) план четвертый год обучения (6-7
лет)
№
Тема занятия
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
0
2
Счёт предметов до 10. Цель: закрепить навыки
прямого и обратного счёта до 10.
1
занятие
3 занятия
3
Больше, меньше, равно. Цель: различать знаки >,
<, =, сравнивать числа.
1
занятие
4 занятия
4
Пространственные отношения. Справа, слева,
вверху, внизу, впереди, сзади. Цель: определить
положение предметов относительно друг друга.
1
занятие
4 занятия
5
Геометрические фигуры. Круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник. Цель: узнать и
различать основные геометрические фигуры.
1
занятие
8 занятий
19
6
Обобщение пройденного материала
1
занятие
№
Тема занятия
Теория
Практика
7
Измерение длины и высоты. с линейкой, учиться
мерить длину.
2
занятие
4 занятия
8
Арифметические действия. Сложить и вычесть.
Цель: учить складывать и вычитать числа до 10.
2
занятие
8 занятий
9
Решение простых задач. Цель: учить решать
задачи практического характера
5
занятий
8 занятий
10
Время и календарь. Цель: знакомство
временными категориями: дни, месяцы.
1
занятие
4 занятия
1
занятие
——
с
——
11
Обобщение пройденного материала
№
Тема занятия
Теория
Практика
12
Логические задачи и загадки. Цель:
развивать логическое мышление,
догадливость.
2
занятие
13 занятий
Итоговое занятие
1
занятие
——
16
20
занятий
Итого: 76 занятий
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ «Занимательная математика»
56 анятий
РАБОЧЕЙ
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка,
высокий
разброс вариантов
его
развития,
его непосредственность
и
непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста
20
достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает
необходимость определения результатов освоения образовательной программы
в виде целевых ориентиров.
Целевой ориентир
программы:
на
этапе
завершения
освоения
Целевые ориентиры для детей 3-4 лет:
1. Развитый уровень интереса к математическому содержанию:
o Демонстрирует естественный интерес к числам, фигурам, величинам,
отношениям между ними.
o Экспериментирует с материалами, направленными на знакомство с основами
математики (игрушечные счётные палочки, мозаики, блоки).
2. Представления о количественных отношениях и операциях:
o Ориентируется в пределах первого десятка чисел, называя числа по порядку,
считая предметы.
o Начинает различать количество предметов ("больше", "меньше"), проявляет
интерес к простым арифметическим операциям.
3. Пространственные и временные представления:
o Устанавливает взаимное расположение предметов относительно себя и
другого объекта (слева-справа, вверх-вниз, близко-далеко).
o Усваивает элементарные временные категории (раньше-позже, утро-вечер,
завтра-сегодня-вчера).
4. Основы геометрии и структурирования пространства:
o Определяет базовые геометрические формы (квадрат, треугольник, круг,
прямоугольник).
o Узнаёт,
классифицирует и сравнивает предметы по внешним
характеристикам (форма, размер, цвет).
5. Развитие математической речи и терминов:
o Пользуется элементарной математической терминологией ("один", "два",
"три", "маленький", "большой").
o Повторяет термины вслед за взрослым, стараясь употреблять их в
повседневной речи.
6. Использование игровой и практической деятельности:
o Применяет полученные математические знания в реальных ситуациях и
играх.
o Включает математические идеи в повседневные занятия (сортирует игрушки,
учит считать шаги, выбирает одежду по размеру).
7. Готовность к сотрудничеству и социальному взаимодействию:
o Участвует в командных играх и занятиях совместно с другими детьми, следуя
инструкциям и правилам.
o Работает над задачей совместно с учителем и сверстниками, обмениваясь
идеями и опытом.
8. Стремление к решению несложных задач и проблем:
o Решает простые задачи практического характера, демонстрируя логичность и
последовательность рассуждений.
o Выполняет предложенные инструкции, пытаясь объяснить ход собственных
решений.
21
Целевые ориентиры для детей 4-5 лет
Обучающиеся должны уметь:
- различать и называть цвета спектра – красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый;
- различать и называть геометрические фигуры и тела (куб, круг, квадрат,
овал, треугольник, прямоугольник);
- подбирать предметы по образцу;
- группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, величина);
- сравнивать оттенки цвета, предметы по величине;
- чередовать предметы по величине;
- расчленять
изображения
предмета
на составные
части
и воссоздавать сложную форму из частей;
- сопоставлять
формы
предметов
с эталонами
формы,
цвета предметов с эталонами цвета;
- обозначать величину предметов словами;
воспринимать
и
воспроизводить
взаимное
расположение
геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы;
- находить зрительно
фигуру по
осязательно
воспринимаемому
образцу;
- словесно описывать формы предметов;
- собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
- на ощупь различать качество предметов и называть их.
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
Целевые ориентиры для детей 5-6 лет:
1. Базовое знание чисел и счета:
Владение счётом до 10 и обратно.
Определение следующего и предыдущего числа в ряду.
Понимание состава числа до 10.
Применение счёта в бытовых ситуациях (количество конфет, тарелок, игрушек).
2. Арифметические операции:
Выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10.
Первичное введение понятия равенства и неравенства.
Возможность показать результаты вычислений на примере предметов или изображений.
3. Геометрия и пространство:
Называние основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник).
Дифференцирование фигур по количеству углов и сторонам.
Создание конструкций из фигур, собирание пазлов и составление композиций.
4. Величина и измерение:
Различение величин предметов (длина, ширина, высота, масса).
Ознакомление с единицами измерения (сантиметры, граммы, литры).
Упорядочивание предметов по размерам и длине.
5. Временные представления:
Понятие времени суток (утро-день-вечер-ночь).
Расписание будних и выходных дней.
Определённые действия, приуроченные к времени суток (сон, завтрак, прогулка).
6. Логическое мышление и классификация:
Установление последовательностей и закономерностей.
Сортировка предметов по различным признакам (цвет, форма, материал).
22
o
Прогнозирование результатов действий (если сложить два кружка, получится три).
7. Творческая реализация и креативность:
o Участие в проектах, направленных на отображение математических идей (рисунки,
аппликации, презентации).
o Развитие ассоциативного мышления и нестандартных подходов к выполнению задач.
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
Целевые ориентиры для детей 6-7 лет
1. Базовые математические представления:
Знание цифр и чисел от 0 до 20, свободное оперирование ими.
Устойчивое владение порядковым счетом, написанием чисел, понимание соотношения
между числом и количеством предметов.
Свободное пользование математическими терминами и обозначениями.
2. Навыки арифметических операций:
Умножение и деление в пределах 10.
Решение примеров и уравнений на сложение и вычитание в пределах 20.
Освоение алгоритмов решения простых текстовых задач.
3. Геометрические знания и пространственное мышление:
Основы теории плоской и объёмной геометрии (понятие точки, прямой, угла, отрезка,
круга, квадрата, куба и шара).
Нахождение периметра, площади простейших фигур (прямоугольники, квадраты).
Создание композиций из геометрических фигур, построение по чертежам.
4. Измерение величин:
Понимание единиц измерения длины, веса, объёма, времени.
Овладение приёмами измерений с использованием линейки, сантиметра, весов, часов.
Применение полученных знаний в практических задачах.
5. Логическое мышление и решение задач:
Решение логических задач, кроссвордов, ребусов.
Выбор наиболее эффективного способа решения задачи, аргументированное
обоснование выбранного подхода.
.
6. Анализ и интерпретация данных:
Умение анализировать представленные данные и делать выводы.
Проведение экспериментов.
Программа способствует:
и т.д.);
- стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние
- развитию мелкой моторики;
- созданию положительного эмоционального фона;
- активизации когнитивных процессов (мышления,
восприятия, памяти);
повышению
мотивации
к
и экспериментальной деятельности дошкольников.
самостоятельной
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
23
внимания,
Учебный план дополнительной образовательной деятельности разработан,
основываясь на:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020
г. № 32 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения» (далее СанПиН);
Наименование
программы младшая группа
дополнительного образования длительность НОД – 15 мин
(модули)
неделя месяц
год
«Занимательная математика» 2
8
76
для детей 3-4 лет
(30
(2 ч.)
(19 часов)
мин)
Содержание
Количество возрастных групп
Начало учебного года
Младшая группа
3-4 лет)
1
01 сентября 2025 г.
Окончание учебного года
29 мая 2026 г.
Продолжительность учебного года всего, в 38 недель
том числе:
1-е полугодие
17 недель
2-е полугодие
21 недель
Длительность НОД в мин
15 мин.
во второй половине
дня
Объем НОД в неделю (мин)
2 (30 мин)
Объем НОД в год
76
(19 часов)
Сроки
проведения
мониторинга 03.10.25-13.10.25
достижения
детьми
планируемых 15.05.26-29.05.26
результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы: водная
диагностика/ итоговая диагностика
Праздничные (выходные) дни
Согласно
производственному
календарю
Наименование
программы Средняя группа
дополнительного образования длительность НОД – 20 мин
(модули)
неделя месяц
год
24
«Занимательная математика» 2
для детей 4-5 лет
(40
мин)
Содержание
Количество возрастных групп
Начало учебного года
8
76
(2 ч. 40 (25 ч.)
мин)
Средняя группа
(4-5 лет)
1
01 сентября 2025 г.
Окончание учебного года
29 мая 2026 г.
Продолжительность учебного года всего, в 38 недель
том числе:
1-е полугодие
17 недель
2-е полугодие
21 недель
Длительность НОД в мин
20 мин.
во второй половине дня
Объем НОД в неделю (мин)
2 (40 мин)
Объем НОД в год
76
(25 часа)
Сроки
проведения
мониторинга 03.10.25-13.10.25
достижения
детьми
планируемых 15.05.26-29.05.26
результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы: водная
диагностика/ итоговая диагностика
Праздничные (выходные) дни
Согласно
производственному
календарю
Наименование
программы Старшая группа
дополнительного образования длительность НОД – 25 мин
(модули)
неделя месяц
год
«Занимательная математика» 2
8
76
для детей 5-6 лет
(50
(3 ч. 20 (31 ч.)
мин)
мин)
Содержание
Количество возрастных групп
Начало учебного года
Старшая группа
(5-6 лет)
1
01 сентября 2025 г
Окончание учебного года
29 мая 2026 года
Продолжительность учебного года всего, в 38 недель
том числе:
1-е полугодие
17 недель
25
2-е полугодие
Длительность НОД в мин
Объем НОД в неделю (мин)
21 недель
25 мин.
во второй половине дня
(50 мин)
Объем НОД в год
76
(31 часов)
Сроки
проведения
мониторинга 03.10.25-13.10.25
достижения
детьми
планируемых 15.05.26-29.05.26
результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы: водная
диагностика/ итоговая диагностика
Праздничные (выходные) дни
Согласно
производственному
календарю
Наименование
программы Подготовительная группа
дополнительного образования длительность НОД – 30 мин
(модули)
неделя месяц
год
«Занимательная математика» 2
8
76
для детей 4-5 лет
(60
(4 ч.)
(38 часов)
мин)
Содержание
Количество возрастных групп
Начало учебного года
группа
(6-7 лет)
1
02 сентября 2024 г
Окончание учебного года
30 мая 2025 года
Продолжительность учебного года всего, в 38 недель
том числе:
1-е полугодие
17 недель
2-е полугодие
21 недель
Длительность НОД в мин
30 мин.
во второй половине дня
Объем НОД в неделю (мин)
4 ч.
Объем НОД в год
76
(38 часов)
Сроки
проведения
мониторинга 03.10.25-13.10.25
достижения
детьми
планируемых 15.05.26-29.05.26
результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы: водная
диагностика/ итоговая диагностика
Праздничные (выходные) дни
Согласно
производственному
календарю
26
2.2. Условия реализации программы
Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим, кадровым,
материально-техническим и финансовым условиям реализации Рабочей программы
«Занимательная математика», а также к развивающей предметно-пространственной
среде.
Условия реализации Рабочей программы «Занимательная математика» должны
обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных
областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру,
к себе и к людям.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Для успешной реализации Рабочей программы «Занимательная математика» должны
быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
Компетенции педагогического работника
1. Обеспечение эмоционального благополучия через:
• непосредственное общение с каждым ребёнком
• уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям
2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности, материалов
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности
3. Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные)
возможности здоровья
27
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками
4. Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего
развития каждого воспитанника, через:
• создание условий для овладения культурными средствами деятельности
• организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения,
фантазии и детского творчества
• поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства
• оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на
определение педагогом эффективности собственных образовательных действий,
индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.
5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного
вовлечения
их в образовательный процесс, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Развивающая среда музыкально-физкультурного зала соответствует требованиям
СанПиН, ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности
детей и взрослых, двигательной активности и познавательной деятельности детей.
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
«Занимательная математика»
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
Фамилия, имя,
Образование
Квалификационная повышение квалификации
отчество
категория
педагогического
работника
Эндерс Ольга ФГАОУ
ВО
нет
МБУ ИМЦ "Екатеринбургский
Александровна «Российский
Дом Учителя", 13.10.2024 государственный
20.11.2024
профессионально"Современные
форматы
педагогический
проведения
событий
с
университет»,
педагогами
и
родителями.
Педагогика,
Секреты фасилитации"
Теория и методика
дошкольного
НОЧУ "ОДПО "Кадры цифровой
образования
экономики",
27.09.2023
(252ч), 16.09.2019 29.09.2023
16.12.2017
"Основы
схемотехники,
Российский
робототехники и визуального
государственный
программирования
на
профессионально
конструкторе Знаток", 36 ч.
педагогический
университет,
ООО "Центр непрерывного
специальность
образования и
инноваций",
"Юриспруденция",
01.08.2023 - 15.08.2023
28
дата окончания 15.06.2005
"Содержание,
освоение
и
актуальные
вопросы
федеральной образовательной
программы
дошкольного
образования (ФОП ДО)", 72 ч.
ООО
"ЦДПО
Универсум",
07.06.2023 - 16.06.2023
"Субъектность всех участников
образовательных отношений в
ДОО:
смыслы,
механизмы,
технологии"
МБУ ИМЦ "Екатеринбургский
Дом Учителя", 13.02.2023 26.05.2023
"МКДО: опережающие шаги от
базового
к
превосходному
качеству", 24 ч.
МБУ ИМЦ "Екатеринбургский
Дом Учителя", 22.10.2022 31.10.2022
"Как подготовиться к конкурсу
профессионального мастерства",
36 ч.
ООО "Инфоурок", 13.09.2022 28.09.2022
"Ментальная
арифметика.
Сложение и вычитание", 72 ч.
ФГБУК "Всероссийский центр
развития
художественного
творчества и гуманитарных
технологий",
15.09.2022
26.09.2022
"Содержание
и
технологии
работы педагога по организации
участия детей в безопасном
дорожном
движении
и
вовлечению их в деятельность
отрядов юных инспекторов
движения", 72 ч.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методическое обеспечение:
1. Методы обучения:
- Игровой метод (дидактические игры);
- Наглядный
метод
(рассматривание
29
дидактических
пособий, предметов);
- Практический
– показ
способов
действия
с
предметами, эксперимент;
- Словесный
метод
(объяснение,
беседа
индивидуальная, фронтальная, поощрение);
- Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения
(одобрение, похвала, поощрение, пример).
2. Формы работы:
- Игры (дидактические, развивающие, словесные);
- Использование мелких игрушек;
- Использование технических средств;
- Использование рассказов, стихов, загадок;
- Задания для развития мелкой моторики.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по
разделам:
1. Художественно – эстетическое:
«Музыкальное
воспитание»,
музыкальное
сопровождение дидактических игр способствует развитию у детей
эстетического восприятия.
- «Изобразительная деятельность», знакомство с цветами и их оттенками,
формой и величиной предметов помогает в занятиях по лепке, аппликации и
рисованию.
2. «Речевое развитие», у детей развивается четкая, ясная дикция,
ведется работа над развитием артикуляционного аппарата во время
проговаривания названий цветов и их оттенков, сравнивания предметов по
величине, названий геометрических форм.
3. «Познавательное», дети знакомятся с основными цветами спектра и их
оттенками, геометрической формой и величиной предметов, учатся сравнивать
предметы по одному или нескольким параметрам.
4. «Социально - коммуникативная», дети знакомятся с явлениями
общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными
явлениями, учатся коллективной работе.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«Занимательная математика»
Оборудование
помещения
группового
• Столы -5 шт.
• Стульчики на металлич. ножках - 10 шт.
Стол педагога-1 шт.
Стул педагога-1 шт.
Магнитная доска-1 шт.
АТРИБУТЫ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Платочки тканевые-10 шт.
Матрешки тканевые расписные разноцветные – 10 шт.
- сенсорные коробки -1 набор
- ракушки-1 набор,
- природный материал-1 набор;
30
-Цифры на каждого ребенка-10 наборов (картон.)
Карточки на каждого ребенка-10 шт.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Оценка эффективности реализации программы происходит на основании
результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и
их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания,
целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:
Для проверки знаний, умений и навыков используются следующие виды и методы
контроля:
-стартовый: направлен на выявление имеющихся ЗУН к началу обучения
программы;
-текущий: на выявление пробелов, проверка умений и знаний (беседа, наблюдения.);
-тематический: по мере прохождения темы, с целью систематизации знаний и
умений.;
-итоговый: в конце года (открытое занятие).
Для проверки знаний, умений и навыков используются следующие виды и методы
контроля:
-стартовый: направлен на выявление имеющихся ЗУН к началу обучения
программы;
-текущий: на выявление пробелов, проверка умений и знаний (беседа, наблюдения.);
-тематический: по мере прохождения темы, с целью систематизации знаний и
умений.;
-итоговый: в конце года (выставки, открытое занятие).
В ходе реализации программы осуществляется мониторинг знаний и умений
обучающихся.
Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях,
умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности
педагогического процесса. Диагностика проводится на начальном этапе и в конце
завершения программы. Анализ выполнения заданий позволяет определить
степень усвоения программы каждым ребенком по следующим разделам:
1. Количество и счет;
2. Геометрические фигуры;
3. Величина;
4. Ориентировка во времени и пространстве;
5. Логические задачи.
31
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Р.Немова,
Д.Векслера, Н.Вераксы.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогического
мониторинга
Цель: выявление уровня развития познавательных процессов, сформированности навыка
анализа, синтеза, обобщения Задачи: оценка умения сравнивать и обобщать по признаку,
знаний о форме, счет, умения классифицировать материал по самостоятельно найденному
основанию.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогического
мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных
процессов.
Диагностический инструментарий (диагностические задания) для воспитанников 5-7 лет
Контрольно-диагностическое задание направлено не только на проверку
усвоения ребенком учебного материала, но и на выявление факторов успеха его
выполнения, и динамики его развития. За каждое правильное задание ставится 5 баллов.
Примерные диагностические задания:
1. Перед ребенком 10 игрушек. Задаются вопросы: Сколько игрушек изображено? (2 балла). На
котором месте находится та или иная игрушка? (3 балла).
2. На карточке изображено пять разных предметов мебели. Посчитать, сколько всего предметов (2
балла) и сколько каких (одинаковых по предназначению) предметов (3 балла)?
3. Даются 10 моделей елочек (или других одинаковых деревьев) разной высоты (разница 1 см).
Разложить елочки в ряд по порядку, начиная с самой высокой (5 баллов).
4. Назвать, на какую геометрическую фигуру похожи следующие предметы: книга, мяч, косынка,
кубик, лицо (за каждый правильный ответ – 1 балл).
5. Даются модели квадрата и прямоугольника. Задаются вопросы: назвать геометрические
фигуры? Определить, чем они похожи и чем отличаются? (по 1 баллу). Как можно
назвать одним словом? ( 3 балла).
6. Даются лист бумаги и 5 моделей геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал и
прямоугольник. Задание: разложить модели в указанном месте (например, круг – в верхнем
правом углу, треугольник - у нижней стороны и т.д.). За каждую фигуру - 1 балл.
7. Даются кукла и разложенные около нее 5 игрушек. Вопросы: как расположены предметы по
отношению к кукле (например, мяч справа от куклы, ведерко слева от куклы, савок слева от
куклы, собачка перед куклой и т.д.)?
8. Вопрос: назвать целые сутки, начиная от утра (2 балла), от ночи (3 балла). Например: утро, день,
вечер, ночь.
9. Назвать день недели, стоящий до и после названного дня (берутся 5 дней, за каждый - 1 балл).
Например, перед понедельником – воскресенье, после понедельника - вторник.
10. Ответить на предложенные вопросы: назвать предыдущее и последующее числа, относительно
определенного числа (например, 7, 9, 3, 4, 6).
Критерии оценивания
От 0 до 10 - низкий уровень знаний
От 10 до 30 – средний уровень знаний.
От 30 до 50 – высокий уровень знаний.
При выполнении данного задания целесообразно внести данные в таблицу и ниже дать
анализ результатов обследования.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития
познавательных процессов дошкольников о сформированности знаний, умений и навыков ребёнка. Все
результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых
результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации
программы диагностика состоит из нескольких этапов, которые поочерёдно предлагаются ребёнку.
Проводится индивидуально. Качественная характеристика уровня сформированности умений и навыков
32
детей в решении логических задач.
o Высокий – Ребенок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на
единицу, сравнивает группы предметов. Имеет представления о порядковом и
количественном назначении числа. Устанавливает связи между числом, цифрой,
количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение. Имеет четкие
представления о геометрических фигурах. Оперирует свойствами предметов
(длина, ширина, высота предметов, их вес, глубина). Самостоятельно
осуществлять классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживает логические связи и
отражает их в речи. Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.
Зрительно воспринимает и понимает предлагаемую последовательность действий,
этапность и результат, а также самостоятельно осуществляет действия в
соответствии с воспринятой последовательностью, объясняет её и этапность
выполнения. Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на
логику, преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.
o Средний – Ребенок правильно определяет совокупность предметов на основе
счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в
прямом и обратном порядке, соотносит количество предметов с цифрой, решает
задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить. Осуществляет
классификацию фигур по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяет признак
(основание), по которому можно классифицировать, но затрудняется в
высказываниях, пояснениях; прибегает к помощи взрослого для выражения в речи
логических связей. Имеет представление о временных и пространственных
отношениях. Затрудняется в понимании и объяснении последовательности
действий. Не проявляет инициативы и творчества, интереса к решению задач на
логику, комбинаторику, преобразование.
o Низкий – Ребенок выделяет количественные отношения на основе сравнения
предметов, чисел. Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2
свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Логические
связи не устанавливает. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся
определения свойств. Путается в определении временных и пространственных
отношений.
Выполняет
действия
в
заданной
последовательности.
Самостоятельности и творчества не проявляет, к задачам на логику,
комбинаторику, преобразование интереса не проявляет.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основной задачей мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы является определить степень освоения ребенком содержания Программы.
Мониторинг проводится педагогами, реализующими Программу, и отслеживается через оценку
уровня развития сенсорики.
Мониторинг делится на:
- первичный (сентябрь);
- итоговый (май).
Полученные в ходе мониторинга результаты фиксируются в диагностической таблице. В
сравнении с результатами первичной диагностики итоговый мониторинг позволяет определить
у детей уровень развития сенсорики.
Результаты освоения Программы доводятся до сведения родителей (законных
представителей) в конце мая (через любые удобные формы – собрание, индивидуальные
консультации, рекомендации и т.п.).
33
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «От рождения до школы», примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования, под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 3-е изд.,
исправленное и дополненное, М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2020.
2. «Математика для детей 4–5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради „Я считаю до
пяти“», автор Е. В. Колесникова, М.: «ТЦ Сфера», 2022.
3. «Я считаю до пяти. Математика для детей 4–5 лет. ФГОС ДО», автор Е. Колесникова,
издательство «Сфера», 2019.
Интернет- ресурсы:
http://tc-sfera.ru/
http://www.maam.ru/
http://ped-kopilka.ru/
http://nsportal.ru/
34
Приложение 1
Педагогическая диагностика овладения детьми
математическими представлениями и навыками
Фамилия,
имя ребенка
1
Н.г
2
К.г
Н.г
3
К.г
Н.
г
5
4
К.г
Н.г
К.г
Н.г.
6
К.г
Н.г К.г
Память
Количество и счёт
Величина
Геометрические фигуры
Форма
Ориентировка
в
пространстве
Ориентировка
времени
во
Логическое мышление
Сумма
баллов (фактическое
кол-во баллов)
Оценка уровня:
4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием;
3 балла - ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого;
2 балла - ребенок затрудняется с выполнением задания, даже с дополнительными вопросами
взрослого;
1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает
ошибки, вывод не делает - 1 балл.
«высокий» уровень - 3,5 - 4 балла
«средний» уровень - 3,4 - 2 балла
«низкий» уровень – ниже 2 баллов
35
Приложение 2
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(МЛАДШАЯ ГРУППА)
№
Тема занятия
Месяц
1
Вводное занятие
Сентябрь
2
Познание количественных понятий (один-много). Что значит много и мало?
Цель занятия: формирование у детей начальных представлений о понятиях
«один» и «много». Развитие способности отличать одно от многих
предметов, осознавая смысл выражений «мало» и «много»
Сентябрь
3
Изучение простейших геометрических форм (шар, кубик, пирамидка).
Цель занятия: развитие сенсорного восприятия, формирование
первоначальных представлений о простейших геометрических фигурах
(шаре, кубике, пирамидке), обучение различию этих форм на примере
реальных предметов
Октябрь
4
Основы измерения (длина, высота, ширина)
Цель: знакомство с понятиями измерения длины и ширины предметов
Октябрь
5
Расположение игрушек относительно друг друга («рядом», «напротив»).
Цель занятия: научить детей воспринимать положение предметов
относительно друг друга, вводя понятия «рядом», «напротив», развивать
внимательность и наблюдательность, стимулировать коммуникативные
навыки общения и сотрудничества
Ноябрь
6
Обобщение пройденного материала
Ноябрь
№
Тема занятия
Месяц
7
Определение расстояний между предметами ("близко-далеко")
Цель занятия: способствовать формированию у детей первоначального
осознания относительного расстояния между предметами, введение понятий
«близко» и «далеко»; способствовать развитию чувства пространства и
координации движений
Декабрь
8
Закрепление основных геометрических форм и цветов
Цель занятия: укрепить у детей устойчивые ассоциации между названиями
основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) и цветами
спектра (красный, синий, зелёный, жёлтый и т.д.); активизация
познавательной деятельности и творческих возможностей
Январь
36
9
Освоение счета от 1 до 4. Цель: формирование начальных представлений
ребенка о числах и количестве предметов, развитие способности различать и
называть числа последовательно
Февраль
10
Понятие пустого множества ("ничего нет"). Цель: Формирование
представления о пустом множестве является важным этапом развития
математического мышления дошкольников. Оно позволяет детям осознать
ситуацию отсутствия элементов и обозначить её особым символом — нулём
(0)
Февраль
11
Обобщение пройденного материала
Март
№
Тема занятия
Месяц
12
Расширенное понятие числа ("ноль"). Цель: формировании первоначального
представления о числе «ноль», которое обозначает полное отсутствие
предметов или явлений формировании первоначального представления о числе
«ноль», которое обозначает полное отсутствие предметов или явлений
Март
13
Повторение ранее изученных форм
Апрель
14
Продолжение изучения чисел до 4
Апрель
15
Ориентация
в
пространстве
("справа-слева-вверху-внизу").
Цель:
формирование у детей правильного восприятия пространственных ориентиров
и развитию базовых навигационных навыков. Ориентироваться в окружающем
мире необходимо для эффективного взаимодействия с окружающей средой и
предотвращения трудностей в повседневных действиях
Май
16
Итоговое занятие
Май
Итого: 76 занятий
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(СРЕДНЯЯ ГРУППА)
№
Тема занятия
Месяц
1
Вводное занятие
Сентябрь
2
Классификация предметов по одному признаку (цвет, форма, размер)
37
Сентябрь
Цель: научить детей выделять признаки предметов и классифицировать их
3
Изучение
геометрических
фигур
(круг,
квадрат,
треугольник,
прямоугольник)
Цель: формирование знаний о плоских геометрических фигурах
Октябрь
Прямой и обратный счёт до 5
Цель: освоение прямой и обратной последовательности чисел от 1 до 5
Октябрь
4
5
Закрепление знаний о временных отношениях (раньше-позже, раньшесейчас-потом)
Цель: развитие временной ориентации
Ноябрь
6
Обобщение пройденного материала
Ноябрь
№
Тема занятия
Месяц
Состав числа 5 (разложение целого числа на части)
7
Цель: формирование умения разлагать число 5 на составляющие части
Январь
8
Ориентация в пространстве («спереди-за», «над-под», «между»)
Цель: улучшение пространственной ориентации и расширения словарного
запаса.
Февраль
9
Последовательность чисел до 10 (чёткий счёт вперёд и назад)
Цель: развитие навыков счёта до 10.
Февраль
10
Начало знакомства с графическим изображением чисел (цифры 1-5)
Цель: начать изучение символов чисел.
Март
11
Обобщение пройденного материала
Март
№
Тема занятия
Месяц
12
Начало знакомства с графическим изображением чисел (цифры 1-5)
Цель: начать изучение символов чисел
Апрель
13
Решение простых сюжетных задач с использованием элементов счёта
(добавление и удаление предметов)
Цель: первая ступень решения арифметических задач.
Апрель
38
14
Знакомство с понятием равенства и неравенства («столько же», «больше»,
«меньше»)
Цель: формирование представлений о сравнении двух групп предметов.
Май
15
Пространственная ориентация (левее-правее, выше-ниже)
Цель: закрепление знаний о местоположении предметов в пространстве.
Май
16
Работа с календарем: дни недели, времена года.
Цель: получение знаний о календарных днях и временах года
Май
17
Итоговое занятие
Май
Итого: 76 занятий
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(СТАРШАЯ ГРУППА)
№
Тема занятия
Месяц
1
Вводное занятие
Сентябрь
2
Числа 1—5. Цель: учить считать предметы до пяти
Сентябрь
3
Цепочка чисел 1—5. Цель: закреплять умение составлять числовую цепочку
Октябрь
4
Прямой и обратный счёт Цель: формировать представление о прямом и
обратном счете до пяти
Октябрь
5
Понятие «больше», «меньше». Цель: различать количество предметов
Ноябрь
6
Обобщение пройденного материала
Ноябрь
№
Тема занятия
Месяц
7
Состав числа 5. Цель: познакомить с составом числа пять
Декабрь
8
Решение простых примеров.
арифметические примеры
9
Практическое применение счета. Цель: совершенствовать количественный
счет в игре
Цель:
учить
решать
простейшие
Январь
39
Февраль
10
Понятие пустого множества ("ничего нет") Цель: Формирование у детей
правильного понимания, что слово «ноль» и знак «0» обозначают не только
цифру, но и отсутствие предметов или пустое множество
Февраль
11
Обобщение пройденного материала
Март
№
Тема занятия
Месяц
12
Расширенное понятие числа ("ноль")
Март
13
Повторение ранее изученных форм
Апрель
14
Продолжение изучения чисел до 5
Апрель
15
Ориентация в пространстве ("справа-слева-вверху-внизу")
Май
16
Итоговое занятие
Май
Итого: 76 занятий
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ЧЕТВРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
№
Тема занятия
Месяц
1
Вводное занятие
Сентябрь
2
Счёт предметов до 10. Цель: закрепить навыки прямого и обратного счёта до
10
Сентябрь
3
Больше, меньше, равно. Цель: различать знаки >, <, =, сравнивать числа
Октябрь
4
Пространственные отношения. Справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
Цель: определить положение предметов относительно друг друга
Октябрь
5
Геометрические фигуры. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Цель:
узнать и различать основные геометрические фигуры
Ноябрь
6
Обобщение пройденного материала.
Декабрь
40
№
Тема занятия
Месяц
7
Измерение длины и высоты. с линейкой, учиться мерить длину.
Январь
8
Арифметические действия. Сложить и вычесть. Цель: учить складывать и
вычитать числа до 10.
Февраль
9
Решение простых задач. Цель: учить решать задачи практического характера
Март
10
Время и календарь. Цель: знакомство с временными категориями: дни,
месяцы.
Апрель
11
Обобщение пройденного материала
Апрель
№
Тема занятия
Месяц
12
Логические задачи и загадки. Цель: развивать логическое мышление,
догадливость.
Май
16
Итоговое занятие
Май
Итого: 76 занятий
41