02.12.2019
До
двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь. Некоторые заменяют ее
жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые
молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка.
К концу второго года жизни это около 200-300 слов, а в трехлетнем возрасте до
1500 слов. В этот период в речи малыша появляются предложения. Правда, слова в
них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок
индивидуален и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать и
это качество можно и нужно использовать в обучении. Например, имитация голосов
животных - это полезное упражнение
для развития речи.
После
двух лет у ребенка совершенствуется произношение, оно очень сильно отличается
от произношения взрослых: некоторые звуки произносятся смягченно, например,
«кися» отдельные звуки в словах то заменяются другими ( макароны- куроны ), то
переставляются (самолет-масалет,), или совсем опускаются , либо ребёнок
произноси только окончания (Кирилл - иил ) либо начальные слоги слова( кошка-
ко) Многие дети в этом возрасте не могут произносить шипящие (Ж Ш Ч Щ) и
заменяют их свистящими звуками (З,С) (хочу-хосю, шишка-сыска или фыфка,). А так же не
выговаривают звук «р». Это объясняется недостаточным развитием речевого
аппарата: малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти. Развить речевой аппарат и укрепить мышцы
речевого аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Это происходит в силу того, что дети не очень хорошо воспринимают
на слух звуковые отличия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового
внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
В
этот период (от 2 до 3 лет) наряду с очень быстрым пополнением словаря, речь
детей характеризуется еще одной особенностью. Начинается важнейший этап
освоения родного языка-овладение его грамматической структурой. Усвоение
грамматики происходит очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет
в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных, различает
единственное и множественное число, настоящее и прошедшее время глаголов. Но
грамматическом отношении речь еще не совершенна. Нередко дети путают падежные
окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных
и в согласовании слов («Мой кукла», «Вкусный конфета»). Дети начинают различать
слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком
(ложка-кошка-мошка). Многие дети к слову могут подобрать сходное по звучанию
слово (птичка-невеличка, мишка-шишка, ложка-картошка, каша-малаша).
С каждым днем растет интерес
ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть,
услышать. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто
обращаться к ним с вопросами («Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?», «Что
делаешь?» и т. д.). Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с
ребенком, тем самым накапливая его активный и пассивный словарный запас.
Например , по дороге в детский сад или домой из ваших наблюдений с ребенком, Вы
может называть погодные явления, время года, предметы окружающие вас. С
уважением относитесь к детским вопросам и давайте на них краткие, ясные,
понятные ответы. Побуждая малыша отвечать на наши вопросы, мы упражняем и
совершенствуем его способность быстро и правильно использовать уже
приобретенный запас слов, обогащаем новыми словами. Развивая речь, нужно заботиться
о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами,
опытом ребенка. А для этого ребенка надо знакомить с реальным миром вещей,
явлений, событий. Надо, чтобы ребенок видел своими глазами, слышал своими
ушами, то, о чем с ним говорят, при этом по возможности, действовал бы своими
руками (трогал, переставлял, играл). Если ребенок испытывает затруднения в
общении с другими детьми, ему надо помочь. Организуя какую-либо деятельность
ребенка, помогите ему вступать в речевой контакт со
сверстниками: "Попроси у Саши мячик,
поиграйте вместе". Можно использовать такие приемы :"Давай скажем
вместе", "Я начну, а ты продолжи". Этим вы активизируете словарь
ребенка, помогаете овладевать словами просьбы, благодарности, строить свою
речь. С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас, в данный
момент не находится в поле его зрения, например, что он сегодня утром видел на
прогулке или что вчера он делал у бабушки в гостях. Это не развивает не только
его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее
без наглядного сопровождения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.12.2019
Дата обновления: 02.12.2019
Дата публикации: 02.12.2019