31.10.2019
Младший возраст -
важнейший период в развитии дошкольника.
Именно
в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,
сверстниками, с предметным миром.
Психологи
обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно
такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого,
стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей.
Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка
должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей
самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно понять,
что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде
всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях,
а не фактический уровень его возможностей. К концу младшего дошкольного
возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми,
о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Память
дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает
узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было
непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально
окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не
способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете,
он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В 3-4 года
дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем
косвенно контролироваться взрослыми.
К четырем
годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между
тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).
Ребенок
владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в
различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по
признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно
стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и
гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится
своими успехами.
В играх
ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями,
охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки.
Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки
из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка
отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он
знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их
повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об
окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и
поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность,
готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые
взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством
вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.