Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ - детский сад № 121 образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов может быть организовано как совместно с другими обучающимися при условии индивидуально-дифференцированного подхода, так и в индивидуальном порядке. Для обучающихся данной категории при согласии родителей ( законных представителей) в МБДОУ самостоятельно разрабатывается, утверждается и реализуется Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (АООП) с учетом их особенностей и образовательных потребностей, педагогами-специалистами коллегиально разрабатываются и реализуются индивидуальные образовательные маршруты.
В процессе педагогической работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами осуществляется их постоянное психолого-педагогическое сопровождение специалистами МБДОУ, а также консультационное сопровождение их родителей ( законных представителей): в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума, консультационного пункта, педагогом-психологом, учителями-логопедами.
Условия среды в которой осуществляется образовательная деятельность, учебно-наглядные материалы адаптируются под специфичные потребности и возможности детей данной категории с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА.
В групповых помещениях МБДОУ обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинский работник.
При организации образовательной и игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн, релаксационное оборудование.
В МБДОУ функционирует Психолого-педагогический консилиум.
Официальный сайт МБДОУ имеет версию для слабовидящих.
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести и инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ оборудовано 12 групповых помещений, в том числе для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования лицами с ОВЗ (небольшой и средней тяжести) на общих основаниях.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приёмная), групповая (для проведения игр, занятий, приема пищи), спальня, туалетная комната. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной общеобразовательной программы МБДОУ и ФГОС ДО.
В групповой ячейке каждому ребенку обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для одежды и др. Для прогулок ребенку предоставляется зона игровой территории, оборудованная верандой (в случае плохой погоды), песочницей, малыми формами в соответствии с возрастом.
Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. В помещениях и на прогулочном участке в соответствии с возрастом детей организуется развивающая предметно-пространственная среда, оборудованная играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями. Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных центров (центр природы, центр книги, центр изобразительной деятельности, центр безопасности, центр театрализованных игр, центр двигательных игр, центр сюжетно – ролевых игр, центр конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной, двигательной, познавательной, экспериментальной, трудовой, речевой. Организованная таким образомразвивающая предметно-пространственнаясреда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу.
Для организации эффективной образовательной деятельности с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ оборудованы специальные учебные кабинеты: логопедический кабинет, в котором с детьми занимается учитель-логопед в соответствии с расписанием и кабинет педагога-психолога, в котором также организована необходимая коррекционно-развивающая работа специалиста в соответствии с имеющимся расписанием.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Корпус Братская 16 а:
Музыкально-спортивный зал - 1, методический кабинет - 1, кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога – 1.
Корпус Титова 13 а:
Музыкальный зал - 1, спортивный зал - 1, методический кабинет - 1, кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога – 1
Все объекты частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.
В каждой группе детского сада созданы речевые уголки, включающие в себя:
- уголок развития речи - развивающие игры, наборы сюжетных и предметных картинок;
- книжный уголок;
- сюжетно-ролевая игра «Библиотека» (старший дошкольный возраст);
- театральные уголки с различными видами театров.
Учителя-логопеды и педагог-психолог имеют полный комплект программно-методического обеспечения, наглядных пособий для осуществления образовательной деятельности.
Дети с ОВЗ и инвалидами имеют возможность свободно пользоваться художественной, научно-популярной литературой, учебно-наглядыми и дидактическими пособиями.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, фитболы, степ-платформы.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СП. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
В детском саду созданы комфортные условия для полноценного развития двигательной активности инвалидов и лиц с ОВЗ, данные категории обучающихся свободно могут посещать физкультурный зал и спортивную площадку, где имеется необходимое стандартное и нестандартное оборудование для детей с разными анатомо-физиологически особенностями. Оборудование и инвентарь соответствует возрастным требованиям, требования ,доступности, безопасности, охраны жизни и здоровья детей.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
ВМБДОУ имеются средства обучения и воспитания, приспособленные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
Средства обучения и воспитания, используемы в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
печатные- учебники, пособия и др.;
электронные- мультимедийные обучающие комплекты;
аудиовизуальные- слайды, обучающие видеофильмы и т.д.;
наглядные плоскостные- плакаты, карты, настенные магнитные доски и др.;
демонстрационные- муляжи, макеты, стенды и др.;
спортивные- спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Здание оснащено системой видеонаблюдения, на центральной калитке имеется домофон, с помощью которого может осуществляться вызов ответственного лица за сопровождение инвалидов и лиц ОВЗ. На центральном входе присутствует табличка Брайля и звонок для вызова сопровождающего лица, который обеспечивает доступ в здание. Имеется переносной телескопический двухсекционный пандус. В санитарной комнате для посетителей есть оборудование для маломобильных групп населения: напольно-настенный поручень для унитаза и поручень для раковины.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Территория асфальтирована или имеет твердое покрытие. На территории предусмотрено парковочное место для стоянки автотранспорта для инвалидов и лиц ОВЗ. При передвижении по территории для преодоления высоких бордюров присутствуют места со сниженным бордюрным камнем. Контрастная окраска путей передвижения на территории и в здании помогает ориентироваться инвалидам и лицам ОВЗ с дефектами зрения и указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата места возможного схода на тротуар.В соответствии с приказом назначено лицо, ответственное за сопровождение инвалидов и лиц ОВЗ.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 20-дневным меню, в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Возможно создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями врача аллерголога/иммунолога.
Для воспитанников имеющих статус "инвалид" предоставляется бесплатное питание, присмотр и уход.
В режиме дня воспитанников предусмотрены приемы пищи:
-второй завтрак ( сок, фрукты),
-обед,
-полдник.
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20, утвержденными 28.09.2020 г.,СанПин 2.3/2.4.3590 - 20, утвержденными 27.10.2020 года.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в МБДОУ осуществляется персоналом ДГБ № 8
Медицинский блок состоит из:
·Медицинский кабинет.
·Изолятор.
·Процедурный кабинет.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети доступны только для педагогов.
Воспитанники МБДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи педагогами используются электронные образовательные ресурсы: обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные логопедические игры и обучающие презентации.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):
Кабинет учителя- логопеда содержит:
- ноутбук
- материалы и игры по темам
- зеркало с лампой дополнительного освещения
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков
- логопедические альбомы для обследования
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
- настольно-печатные дидактические игры
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
В группах установлены интерактивные доски, имеются ноутбуки, магнитофоны в каждой возрастной группе.Дети инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.